Регулировка напряжения

Железнодорожный моделизм в типоразмерах HOe, H0e, HOm, 009 и других. Обмен опытом, ответы на вопросы, примеры и фотографии
Ответить
Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Регулировка напряжения

Сообщение ШторМ » 28 фев 2009, 19:42

Всех приветствую!

Такая проблема:
Есть у меня двигатели Мабуш. На напряжение порядка 5-6 вольт. Для изготовления узкоколейных дрезин он весьма подходит, но при выходе с "кирпича" 12 вольт, высока вероятность спалить Мабуш или же вывести из строя. Кто может посоветовать дельно как избавиться от такой вероятности. Интересуют устройства, микросхемы или радиодетали, установив которые на модель можно снизить напряжение с 12 до 6, но при этом плавность изменения напряжения должна менятся с изменением положения регулятора на трансформаторе. Соответственно, чтоб скорость движения модели плавно менялась. Размеры ограничены. Планирую делать пожарную дрезину в НОе и ЗиМ. Соответственно двигатель, редуктор и прочее должно умещаться в кабине.
Иногда делаю модели с 1988 года...

тандем
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 26 май 2008, 14:47
Откуда: С.-Петербург

Re: Регулировка напряжения

Сообщение тандем » 01 мар 2009, 12:06

по поводу регулировки напряжения.У меня самодельный тепловоз ТУ-2 на котором установлен двигатель SPEED 280, в паспорте которого написано номинальное напряжение 6 вольт. Гоняю его от ГДРовского трансформатора ПИКО, т.е. даю ему 0-12 вольт, он почти не греется, греется, но рука терпеть может. При этом при пуске модели пусковой ток достигает 5 ампер. Все это двигатель может вытерпеть, мне известны случаи что ему давали и 30 вольт от трансформатора при полетах кордовых самолетов, и двигатель тоже держал, при гонках на моделях катеров тоже питание сильно больше номинального и токи рабочие достигают 20 ампер, при этом охлаждение двигателя выполняется не всегда, и двигатели все выдерживают. Вообще, как меня учили в железнодорожном техникуме если нагрев установки любой при работе менее 70 градусов (рука человеко при прикосновении терпит) - то все нормально, а уж если не дотронуться- то плохо,не нормальный режим эксплуатации. Что касается конкретно схем, то как мне некогда один моделист-электронщик говорил, очевидно, что надо поставить последовательно с двигателем небольшое активное сопротивление (резистор), на котором и будут падать эти 6 вольт, также знаю что ставили люди лампочки на модель для этого напряжением 2,5 вольт с целью именно падения напряжения. да и потом, ведь если на макете будет в основном ездить только одна дрезина с мабуш, то давать ей от трансформатора не более 6 вольт - и проблем не будет. Не сгорит мабуш.

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Регулировка напряжения

Сообщение ШторМ » 01 мар 2009, 13:20

Давать не более 6 вольт это понятно. При этом плавности хода не добиться. PIKOвский FZ1 подаёт на первом делении 1.5-1.7 вольта. Замерял тестером. Модель уже с места "прыгает". Необходимо понижать напряжение чтоб была пропорция: на выходе трансформатора 2 вольта, а на коллекторе двигателя 1 вольт. На выходе трансформатора 6 вольт, а на коллектор приходит 3 вольта и т.д. Чтоб при максимуме на выходе с трансформатора, на коллекторе был максимум для данного типа электродвигателя.
Перегревать Мабуш и подавать на него 12-20 вольт можно, но у него щётки сделаны из пружинящей медной проволоки. При больших оборотах эта проволока стремительно стирается. Заменял на сталистые пружинки от других ЭД, но тогда протираются ламели коллектора. Ресурс двигателя значительно сокращается. Обороты очень большие и для модели уже надо придумывать многоступенчатые редукторы. Это не всегда возможно из-за крайне ограниченного свободного пространства. Искрение на коллекторе практически не прекращаюшееся и вонь от двигателя стоит специфическая. При работе на рекомендованном напряжении всё нормально. Якорь крутил 4 часа без остановки с реверсом каждый час. Износ незначителен. Соответственно и ресурса будет достаточно на годы. Потому и спрашиваю как дооборудовать модель, чтоб всё было нормально.
Если идея с резистором пробовалась на практике, то прошу указать маркировку составляющих и технические характеристики.
Проверка показала, что якорь двигателя начинает вращаться от б/у элемента АА, который выдавал напряжение (по показаниям тестера) 0,65-0,78 вольта
Иногда делаю модели с 1988 года...

тандем
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 26 май 2008, 14:47
Откуда: С.-Петербург

Re: Регулировка напряжения

Сообщение тандем » 01 мар 2009, 15:29

по поводу резистора, мне не доводилось использовать самому резистор последовательно с двигателем, но по законам электротехники, чтобы на двигателе было напряжение в половину от напряжения источника, то сопротивление последовательно поставленного резистора должно быть равно сопротивлению двигателя. Как правило, сопротивления не большие - несколько Ом. Использовал я как то самопальный "блок питания", найденный на помойке трансформатор, который после диодного моста давал около 10 вольт. Для регулировки напряжения поставил потенциометр с сопротивлением 0-100 Ом, он содержал 100 витков, каждый виток- Ом. Так этот потенциометр регулировал напряжение только при повороте ручки на 3-4 витка, т.е. на очень малый угол, т.к. сопротивление того двигателя было 3-4 Ома. Естественно, тем потенциометром пользоваться было невозможно, нужен был такой, у которого максимальное сопротивление соизмеримо с сопротивлением нагрузки (двигателя), в моем случае - потенциометром до 10 Ом.

The_Undead
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 07 сен 2008, 19:32

Re: Регулировка напряжения

Сообщение The_Undead » 01 мар 2009, 17:45

Еще есть варианты с ШИМ - модель очень плавно трогается, кроме того, такое регулирование очень экономично, так как регулятор работает в ключевом режиме.

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Регулировка напряжения

Сообщение ШторМ » 01 мар 2009, 18:12

Если есть характеристики, маркировки или информация где продаётся, а также фото - выложите пожалуйста.
Иногда делаю модели с 1988 года...

The_Undead
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 07 сен 2008, 19:32

Re: Регулировка напряжения

Сообщение The_Undead » 01 мар 2009, 18:37

http://www.masterkit.ru/main/set.php?num=913 набор Мастер-кит. Единственное, частота низкая (500 Гц). А так параметры 9-12В, 50А макс., КПД 99%.

chudotxt
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 11:01
Откуда: ЮЗАО
Контактная информация:

Re: Регулировка напряжения

Сообщение chudotxt » 03 мар 2009, 21:17

Всем известная ф-ма пико изготавливала лок BR-118 в типоразмере N , так там моторчик точно не пол 12 вольт (если у кого был родной пульт - там напряжение 9 вольт), да к тому ж, эл.двигатель не сразу к рельсам законтачен, а через диоды(кажится так энти цилиндрические радиодетали называются, могу путать, ибо не знаю точно), которые, как раз и позволяют сносно работать..
Изображение

railmodel
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 июл 2009, 22:25

Re: Регулировка напряжения

Сообщение railmodel » 24 июл 2009, 22:38

chudotxt писал(а):Всем известная ф-ма пико изготавливала лок BR-118 в типоразмере N, ... эл.двигатель не сразу к рельсам законтачен, а через диоды (кажится так энти цилиндрические радиодетали называются, могу путать, ибо не знаю точно), которые, как раз и позволяют сносно работать..
Нет, это дроссели (цилиндрический сердечник с обмоткой) — индуктивные элементы. Служат фильтром, обрезающим высокочастотные помехи от коллектора, не выпуская их наружу, на рельсы (и далее в эфир). К регулировке напряжения отношения не имеют.

А ограничение напряжения на двигателе действительно проще всего сделать резистором, номинал которого рассчитать или подобрать опытным путём.

Ответить