Нормы от Дмитрия Бычкова

Участие в выставках, фото и видеоотчеты с прошедших мероприятий, обсуждение стандартов, модулей, моделей и перспектив развития модульного макета 750mm.ru
Ответить
Аватара пользователя
Oleg_TTD
Site Admin
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 09:33
Откуда: Москва
Контактная информация:

Нормы от Дмитрия Бычкова

Сообщение Oleg_TTD » 27 июн 2014, 15:11

В ходе прошедших выставок периодически поднимался вопрос о том, что для расширения состава участников клуба было бы крайне полезно иметь нормы, более четко описывающие возможные варианты стыковки модуля, стыковочных фланцев, механических и электрических компонентов системы.

Один из вариантов такого стандарта предложил Дмитрий Бычков. Текст документов выкладываю в виде прикрепленных файлов, пояснительную статью к ним процитирую ниже. От себя добавлю, что проект норм можно и нужно обсуждать. По мере роста числа модулей и совершенствования их качества сложности, связанные с отсутствием единого стандарта на фланцы, электрику и прочее, становятся всё заметнее. Если заложить подобный стандарт в основу новых модулей, то через достаточно небольшое время наш макет сможет выглядеть более интересно и профессионально. К этому, безусловно, нужно стремиться.

Конечно, на мой взгляд, отправлять предложения по нормам в адрес журнала Локотранс нецелесообразно. Лучше обсуждать всё здесь и думать, насколько предложенные нормы востребованы, и что в них можно было бы добавить и изменить.
Дмитрий Бычков писал(а):
Разработка модельных норм
для модульных макетов типоразмера Н0е


В настоящее время российские моделисты-узкоколейщики преимущественно пользуются нормами, опубликованными на сайте 750mm.ru. Эти правила являются несколько изменёнными нормами модельных клубов FREMO и Zababov. Авторами сайта проведена значительная работа по переводу и внедрению таких модульных норм, а также предложено обсудить их и принять.

Как показало время, нормы, опубликованные на сайте 750mm.ru, не являются оптимальными. Они содержат ряд неточностей и противоречий. Например, в п.1 нет указаний размеров водоотводных канав (при этом в обязательной части текста канавы есть, в рекомендательной допускается их отсутствие), есть противоречия в части высоты уровня рельса над полом (во вступительной части 900 мм, в п.11 - 1300), жестко ограничена высота рельса (а если кто-то захочет макет современной ДЖД построить?), есть противоречия в профиле пути в районе стыка модулей (по п.3 путь обязательно перпендикулярен торцу, п.7 допускает уклон 30 0/00) и пр. В нормах нет указаний по поводу стыковки с модулями с 3х-ниточным железнодорожным путём (узкая+широкая колея). Как в таком случае действовать? А как делать совмещенные станции (узкая+широкая колея), если требования к высоте пути над уровнем пола при одном масштабе для разной колеи значительно отличаются? Кроме того, непонятно, на каком основании российские моделисты должны придерживаться норм клуба FREMO, иногда противоречащих обязательным международным NEM.

Вследствие этого, появилось предложение переработать существующий текст с учётом накопленного в наших условиях опыта и принять как Российские модульные нормы типоразмера Н0е. В ходе работы над текстом таких норм, для того, чтобы не «изобретать велосипед» и не вносить противоречия с уже действующей международной системой NEM, избежать повторов и пробелов информации, появилась необходимость проанализировать весь свод требований MOROP, имеющих отношение к рассматриваемой теме. Основная часть норм NEM переведёна на русский язык и опубликована в книге «Искусство железнодорожного моделизма. Инструменты. Наша мастерская» (ООО «Издательский дом «Железнодорожное Дело» 2012г.) Остальные полезные NEMы были взяты с сайта MOROP. В результате анализа норм NEM и норм, опубликованных на сайте 750mm.ru, пришло понимание, как вообще должны выглядеть нормы, в какой форме, как систематизируется информация, какие требования целесообразно использовать а какие излишни и т.д. Предлагаемый проект российской нормы «Модульные макеты. Типоразмер Н0е» взаимоувязывает требования, используемые моделистами с сайта 750mm.ru, действующие NEM и опыт изготовления и применения ширококолейных макетов в нашей стране (а значит, адаптирован к особенностям «национального характера»). Кроме того, этот текст выполнен в форме нормы системы NEM для удобства использования и возможности его дальнейшего утверждения в MOROP. При этом нужно иметь ввиду, что национальные нормы могут вступать в противоречие с рекомендательными (необязательными!) нормами NEM, при этом приоритет сохраняться за национальными. Иными словами, при создании моделей и макетов, необходимо руководствоваться обязательными NEM и российскими нормами, а во всём неоговоренном – рекомендательными NEM. Национальные нормы должны отражать либо специфику местных железных дорог, либо восполнять существующие пробелы в действующей системе норм.

При разработке проекта нормы, одной из основных задач было в максимально возможной степени сохранить уже прижившихся у моделистов требования. В итоге, изменения требований затрагивают существующие модули лишь в незначительной степени, так как, во-первых, изменения не столь уж глобальны, а во-вторых – модули между собой можно стыковать струбцинами. По сути, предлагаемая норма, это не столько изменение требований, сколько их уточнение и увязка с действующими требованиями NEM.

Все отзывы и предложения по проекту норм прошу передавать по эл. адресу bychkovdm1@rambler.ru или в адрес редакции журнала «Локотранс», или на сайт 750mm.ru до конца сентября текущего года.
Вложения
Текст Пояснительная статья к Норме 03.06.2014.doc
(43 КБ) 772 скачивания
Текст пояснений к Нормам от 03.06.2014.doc
(42.5 КБ) 790 скачиваний
Текст Норма узкоколейная вар 03.06.2014.doc
(289.5 КБ) 751 скачивание

Аватара пользователя
LexaS
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 03 окт 2007, 20:58
Откуда: Глазов
Контактная информация:

Re: Нормы от Дмитрия Бычкова

Сообщение LexaS » 18 июл 2014, 07:28

Дмитрий Бычков писал(а):
Норма 9ХХRUS Модульные макеты. Типоразмер Н0е.
ПРОЕКТ


Общее примечание:
Во всём неоговоренном в данной норме, необходимо руководствоваться действующими нормами NEM. В случае противоречий между данной нормой и рекомендательными NEM приоритет должен быть у данной нормы.

1 Размеры модулей

1.1 Длина и ширина модуля должны выбираться автором по собственному усмотрению, но рекомендуется придерживаться следующих размеров:
- длина с шагом 500 мм;
- ширина 400 мм;
- расстояние от переднего края модуля до оси главного пути - 135 мм.
Ширина модуля должна составлять не менее 200 мм.

Рекомендуемая компоновка модуля приведена на рис.1.
pic_01.gif
pic_01.gif (4.15 КБ) 19059 просмотров
1.2 Поворотные модули рекомендуется выполнять с углом 900 или 450. Размеры поворотного модуля определяются конструкцией стыковочного узла (см. п.2) и заданным радиусом пути (см. п.3.3).

Рекомендуемые компоновки поворотных модулей приведены на рис.2.
pic_02.gif
pic_02.gif (19.96 КБ) 19059 просмотров
1.3 Соблюдение шага длины модуля, радиуса кривой и угла поворотного модуля, исключительно важно для возможности создания замкнутых (кольцевых) путевых схем.

1.4 Высота расположения модуля от пола до уровня головки рельса должна составлять 900 мм. Конструкция опорных ног модуля должна обеспечивать регулировку уровня головки рельса в пределах не менее ± 20 мм.

2 Конструкция стыковочного узла

2.1 Геометрические размеры стыковочного узла
Форма и размеры стыковочного узла приведены на рис.3.
pic_03.gif
pic_03.gif (9.04 КБ) 19059 просмотров
Примечания:
- размеры балластной призмы по NEM 123;
- в торце модуля должно быть одно центральное и не менее одного бокового отверстия;
- боковое отверстие можно не делать, если расстояние от оси пути до края модуля составляет менее 120 мм.

2.2. Торец стыковочного узла должен быть строго перпендикулярен продольной оси модуля.

2.3 Соединение модулей между собой – болт М6 (резьбовая шпилька), гайка, шайбы большого диаметра.

2.4 Подмакетник в пределах стыковочного узла рекомендуется выполнять высотой 70 – 100 мм. При бо̀льшей высоте, необходимо обустраивать вырезы для возможности применения струбцин в случае стыкования с нестандартными модулями (см. рис.4). Вырез должен быть шириной около 50 мм и расположен под продольной осью пути.
pic_04.gif
pic_04.gif (6.93 КБ) 19059 просмотров
2.5 Торцевая поверхность стыковочного узла модуля должна быть обработана материалами, которые при сжатии, изменении температуры или взаимодействия с другими аналогичными материалами, не слипаются (не склеиваются).

2.6 Торцевая поверхность стыковочного узла модуля должна иметь цвет сообразно ландшафту, прилегающему к краю модуля.

3 Требования к пути

3.1 Должна быть обеспечена перпендикулярность оси пути к плоскости стыковочного узла и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях.

3.2 Торец рельса, в месте стыковки модулей, должен жестко соединяться с основанием и отступать в пределы модуля на 0.2 мм (см. рис.5). В зоне торца модуля рельсы рекомендуется подпилить как показано на рис.6.
pic_05-06.gif
pic_05-06.gif (10.95 КБ) 19059 просмотров
3.3 Для магистральных и главных путей станций рекомендуемые радиусы составляют не менее 700 мм, второстепенных и промышленных путей – не менее 350 мм. Тоже относиться и к стрелочным переводам. Минимальные допустимые радиусы выполняются согласно NEM 111.

3.4 На магистральных линиях и станционных путях рекомендуется делать уклоны крутизной не более 30 0/00. Максимально допустимый уклон – не более 50 0/00. Изменение уклона пути должно выполняться радиусом не менее 3500 мм, или дискретно с шагом в 10 0/00 на расстоянии не менее 180 мм.

3.5 Главные пути станций рекомендуется выполнять с полезной длиной не менее 800 мм (минимум два пути – один грузовой и один пассажирский), остальные приёмо-отправочные длиной не менее 600 мм. Длина прочих станционных путей не нормируется.

4 Требования к электрооборудованию

4.1 Каждый модуль должен иметь две электрические сквозные (магистральные) линии – питание пути и питание устройств (см рис 7). Сквозные электрические линии должны выполняться медными многожильными проводами сечением не менее 0.75 мм2.

4.2. Управлением всеми устройствами модуля должно осуществляться или индивидуальным пультом модуля, или сигналами DCC по линии питания пути.

4.3 В местах стыкования модулей провода должны иметь следующую маркировку:
- рельс ближний к передней стороне модуля – белый;
- рельс дальний от передней стороны модуля – синий;
- 16 В общий – коричневый;
- 16 В переменный – жёлтый.

4.4 Провода должны иметь возможность выступать за границу модуля не менее чем на 150 мм и пересекать торец модуля на расстоянии не более 50 мм от оси главного пути.
pic_07.gif
pic_07.gif (4.01 КБ) 19059 просмотров
4.5 Электрические соединения между модулями могут выполняться как с применением разъёмов, так и без них. Конструкция разъёмов не регламентируется, но рекомендуется, чтобы имелась возможность подключения проводов, например с помощью скрутки. Если на концах электропроводки модуля разъёмы отсутствуют, то длина оголённой части проводов должна быть не менее 20 мм.

5 Прочие требования к модулям

5.1 Конфигурация модуля должна обеспечивать удержание сошедшего с рельс подвижного состава на самом модуле (предотвращать падение). Это может быть достигнуто не только расстоянием от пути до края модуля, но например, защитным лесонасаждением или забором.

5.2 Ноги модуля должны быть съёмные или складные, чтобы обеспечить возможность установки модуля на столе.

5.3 В случае совмещения узкой колеи с широкой (3х ниточный путь) необходимо придерживаться следующих правил:
- стыковочный узел модуля (в том числе высоту уровня головки рельс над плоскостью модуля и расположение оси пути) выполнять по нормам Н0 если автор по теме макета считает приоритетной широкую колею, или по нормам Н0е – если приоритет у узкой колеи;
- взаиморасположение осей путей широкой и узкой колеи относительно передней стороны модуля рекомендуется выполнять согласно рис. 8.
pic_08.gif
pic_08.gif (4.73 КБ) 19059 просмотров
5.4 В местах изменения уклона пути (перелом профиля) не следует использовать между рельсами торчащие выше уровня шпал крепления пути к основанию или травяной покров.

5.5 Уширение габарита приближения строений определяется нормой NEM 104, однако расчёт должен вестись не по абстрактному расстоянию между центрами пятников, а принимая это значение равным 100 мм.

5.6 В местах приближения обустройств макета, размер «Р» (см. NEM 310) распространяется не только на путь, но и на всё окружение, такое как подходы дорог к пути, настилы в междупутье, платформы и т.п. Иными словами, головка рельса должна выступать вверх не менее чем на 0.15 мм относительно любых устройств макета.

5.7 Функционирующие технические устройства на макете рекомендуется выполнять так, чтобы управление ими осуществлялось без прямого касания устройств рукой.

5.8 Рекомендуется применять стрелки с постоянным электрическим подсоединением остряков к рельсам и с электрически питаемой крестовиной.

5.9 Цвет боков модуля рекомендуется делать однотонным, спокойным, например тёплым серым.

5.10 Для обеспечения хранения и транспортирования модулей рекомендуется использовать принципиальный подход, аналогичный применяемому в системе «ЛТ-модуль».

Аватара пользователя
LexaS
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 03 окт 2007, 20:58
Откуда: Глазов
Контактная информация:

Re: Нормы от Дмитрия Бычкова

Сообщение LexaS » 18 июл 2014, 07:41

Дмитрий Бычков писал(а):
Пояснения к тексту нормы
(почему внесены те или иные изменения относительно первоначального варианта)

Общие пояснения:
- Рекомендации, относящиеся к историческому периоду, географическим и климатическим особенностям, имитируемым на модуле, удалены, так как это приемлемо к отдельно взятому клубу или конкретным «покатушкам», но никак не для норм определённого типоразмера.
- Информация по габаритам исключена, так как всё необходимое определено в NEM 104. Отечественный габарит, например для торфовозных дорог, значительно более просторный, чем по NEM, однако модели паровозов Гр и тепловозов ТУ2 в габарит NEM проходят с существенным запасом. Поэтому я не вижу смысла вводить какие либо специфические требования по габаритам.
- Принцип управления (аналог - цифра) не определяет конструкцию модуля, поэтому в данном проекте норм не упоминается. При электрической схеме модуля созданной под аналоговое управление, включив все пути, можно эксплуатировать оцифрованный подвижной состав. Также и при схеме для цифрового движения, подав аналоговый сигнал на путь, можно эксплуатировать аналоговый состав (конечно если прочие устройства не запитаны от путевой линии).
- По колесным парам информация исключена, так как это не относится собственно к модулю. Кроме того, всё необходимое определено в соответствующих NEM.
- По сцепкам и массе вагона информация исключена, так как это не является требованиями собственно к модулю. Анализ структуры норм NEM показал, что эти параметры должны определяться отдельными нормами. По массе вагона предлагаю, принять минимальную массу на 1 мм длины вагона между буферами (по осям сцепления) 0.3 г/мм (остальное согласно NEM 302). Следует иметь ввиду, что данное ограничение массы справедливо только для вагонов и не относиться к вагонеткам, вагонетам и прочему специфическому подвижному составу. По сцепкам – BEMO совместимая.

Пояснения к конкретным пунктам:
к п.3.3
На каком основании в первоначальном варианте нормы радиус установлен в 700 мм? Возможно, целесообразнее задать основной радиус равный 600 мм, аналогично ЛТ-модуль? (соответственно изменяться размеры поворотных модулей п.1.2).
к п.3.5
Рекомендовать длину второстепенных путей станции (имеется ввиду для составов) в 2 раза короче главных не логично (при этом или главные пути будут всегда полупусты, или обычный состав сможет размещаться только на главных). Если в исходном тексте 450 мм относились ко всяким тупикам или промышленным путям, то эти вещи нормировать нецелесообразно.
к п.4.3
Делать маркировку разного цвета по концам для провода одного рельса нелогично. Каждой рельсовой нити по всей длине должен соответствовать провод одного определённого цвета. У разных модульных систем используются разные цвета маркировки. Чтобы не «изобретать велосипед», решено принять один из существующих подходов. Весьма прост и логичен подход системы ЛТ-модуль. В итоге предложена цветовая схема ЛТ-модуля, но с незначительной корректировкой под наиболее распространённые в продаже цвета проводов.
к п.4.5
В применяемых межмодульных электрических соединениях существует полная разноголосица: кто предлагает колодки, кто «банан», кто «тюльпан», я предпочитаю иной вариант, а фактически, при стыковке модулей провода зачастую просто скручивают по месту. Поэтому пока решено остановиться на скрутке и основных необходимых требованиях к ней. Если вводить обязательные разъёмы, то я предлагаю применять компьютерные разъёмы питания типа ТН-4М (вилка) и ТН-4F (розетка). Эти разъёмы общедоступны, дешевы, имеют 4 контакта (2 для пути и 2 для устройств), достаточны по токовой нагрузке, хорошо защищёны от касания к любым другим токопроводящим элементам, исключают переполюсовку при стыковании.
к п.5.5
В норме NEM 104 уширение габарита в кривой рассчитывается в зависимости от базы самой длинной единицы обращающегося подвижного состава, то есть у каждого автора это значение индивидуально. Такой подход может ограничить возможности эксплуатации при модульной системе. Поэтому ориентироваться надо на некое общепринятое значение. Таким значением должен быть размер наибольшей единицы серийного прототипа подвижного состава. Анализ показал, что такой единицей можно считать пассажирский вагон «Пафаваг». Расстояние между его центрами пятников /база/ составляет 104 мм, а с учётом сужения кузова по концам, можно принять расчётное значение – 100 мм.
к п.5.6
Описанные в исходном варианте норм требования к пути вводить в текст не корректно, так как эти требования присутствуют в действующей NEM 310. В обновлённый вариант нормы введён только тот нюанс, который полезно учитывать, но который отсутствует в тексте действующей NEM.

Igor_Kashlakov
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 28 янв 2008, 12:54

Re: Нормы от Дмитрия Бычкова

Сообщение Igor_Kashlakov » 02 мар 2015, 21:37

Я полностью поддерживаю. В настоящее время я разрушил свой большой макет и собираюсь его перестраивать. Подмакетник много раз увеличивался в размерах путем добавления кусочков. Частично из-за плохо просушенной древесины произошла деформация подмакетника и каждый сезон возникают деформации путей и контактной сети. Надоело! Переделываю.
Поэтому для меня возникает вопрос - а не построить ли мне макет в соответствии с этими нормами? Мне кажется, что с комментариями Алексея Ситникова надо согласиться. Тогда у меня, например, получится возможность добавить свой домашний макет в качестве модульного на выставку.
Если кто-нибудь еще нашел серьезные недочеты в этих нормах от Дмитрия Бычкова - просьба сообщить на форуме.

И.И.
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 16:02

Re: Нормы от Дмитрия Бычкова

Сообщение И.И. » 02 мар 2015, 23:02

Доброго дня для общения.
Нормы это всегда жесткие рамки, а зачем? Минимальный радиус получите исходя из используемых стрелок. Если брать РЕСО, то это R=228 для новой короткой, или 304 мм для средней или 457 для длинной.
Поэтому разумнее иной выход. Использование стрелок РЕСО длинных для всех главных путей и средних для второстепенных, а коротких только для подъездных путей к складам и фабрикам.
Т.е. имеем главный минимальный радиус 457 мм. Вопрос о минимальном радиусе на трассе, уже и так ясен не менее 457 мм, можно рекомендовать тех же 700 мм.
Соединять модули можно просто струбцинами и для этого вовсе не надо иметь точные торцевые стороны. Все равно каждый модуль будет отличаться по стилю и тональности. Большее негативное влияние имеет нижняя грань модуля, когда она скачет веерх-вниз, поэтому важнее иметь один тон окраски рамы модулей и желательно купить сразу на всех одну драпировочную ткань. По электрике вроде и так все ясно. Два банана и или два провода....
ИИ

Igor_Kashlakov
Сообщения: 201
Зарегистрирован: 28 янв 2008, 12:54

Re: Нормы от Дмитрия Бычкова

Сообщение Igor_Kashlakov » 03 мар 2015, 11:13

Иржи, конечно, ты прав. Меня просто интересовали нормативы на присоединительные размеры и требования по стыковке модулей, это главное.
Вопрос. А почему такие большие радиусы? По моему личному опыту, проблема возникает только у пассажирских вагонов Пафаваг, и то на радиусах менее 300 мм.
А так - все мои модели, а у меня их немало, и 0-4-0 есть, проходят спокойно Роковский стандартный радиус 257.

И.И.
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 16:02

Re: Нормы от Дмитрия Бычкова

Сообщение И.И. » 03 мар 2015, 15:46

Если каждый построит по 1-2 модуля и на каждом конце будет стандартный переходник, то это ерунда получится. Если уж затевать некую модульную тему, то мое мнение таково, что надо иметь общий план и договариваться о стыках между собой. Если бы каждый был в состоянии построить 5-6 модулей, где была бы развернута некая тема, скажем, большая река с поймой, станция, разъезд с ответвлением, то тогда можно говорить о стандартном переходнике от модуля к модулю. Если сложно договориться, то проще иметь некий короткий стыковочный модуль к своим. Он может быть и 20-30 см длиной.

Ответить