750mm.ru
Главная Узкая колея Моделизм в HOe Наши модели Форум

Макеты в HOe

© Иржи Индра, 29 Ноя 2006

Макет

Макет островного типа

Если модели железной дороги еще вы могли видеть, или, по крайней мере, можете себе их представить, то с макетом железной дороги встречаться вряд ли приходилось. Многие еще и могут спросить, а зачем он нужен.

На самом деле это неотъемлемая часть моделей железных дорог. Ну что это за модель поезда, который никуда не едет?  В ассортименте выпускаемых моделей вы найдете огромное количество аксессуаров для постройки макета. Это и здания, и мосты, и деревья, много того, чем вы можете сделать с их помощью сами: травку, речку и т.п.

Я же хочу поделиться с Вами тем, как это сделать собственными руками. Для начала начнем с общих предпосылок. Игрушки эти не дешевы, и если уж тратить деньги, так на покупку подвижного состава и путевого материала, так как его самим изготовить весьма непросто.  Найти же в ассортименте зарубежных фирм прототипы русских зданий и сооружений невозможно.

Как ни парадоксально, но начать надо с общей идеи. Что под этим понимать? Как и любое творческое изделие, макет железной дороги должен быть интересен, чтобы после окончания его строительства через неделю вы его не убрали и уже не хотели к нему возвращаться.

Идея включает в себя:

  • период времени, который хотите отразить, например: начало 20 века или его конец.  Соединить все на одном макете и не пытайтесь, это будет даже не компот;
  • место, которое  хотите отразить. Здесь можно поиграть: Россия, Европа, Америка, образ собирательный или конкретная дорога, станция.
  • и последнее - время года. Это без комментариев.

Далее вступает в Российской действительности проблема "куда его деть". Вариантов много, и  посоветовал бы  не начинать сразу искать конкретное место установки или куда его спрятать, а исходить из концепции макета. Т.е., нужно решить, что же вы все-таки хотите, иначе, если вы получите отрицательный результат своего желания, зачем вам такой макет, который хорошо прячется, скажем, под диван. Ну и что же с ним?

Я бы разбил макеты на два типа:

Модуль

Макет модульного типа

первый -  макет «островного» типа (на рисунке выше), это когда макет представляет собой законченное изделие и не предусматривает дальнейшего развития. Конфигурация чаще всего прямоугольная или Г- образная, как позволяет место. 

второй тип – модульный. Это когда вы строите свой макет постепенно, наращивая его отдельными элементами: станциями, перегонами, конфигурируя под конкретное помещение. Причем возможно строить достаточно узкими элементами, но шириной не менее 350 мм, и тянуть вдоль стен комнат. Другое преимущество этой конструкции - приспосабливаемость его к другим помещениям (так как модули можно менять местами) и даже возможность стыковки с макетами иных авторов. Тем более что работа с малыми частями значительно легче.

Теперь о схеме макета. Кому - что, кому гора путей, что-то типа полигона, кому реальность. Перенести в масштаб полностью реальность – не реально. Представьте себе станцию длиной 2 км в масштабе или перегон в 15 км. Представили? Поэтому приходится идти на компромисс. Сокращать линейные размеры путей, при этом длину стрелочного перевода или здания сократить существенно нельзя и вряд ли выйдет построить станцию с 10 путями. Поэтому переносить придется функционально, т.е. хотя бы по одному пути. Главному, боковому, маневровому, в зависимости от того, какую задачу себе ставите. Построить макет, который не будет нести функционального назначения, значит точно утратить к нему интерес через неделю. Что касается зданий, то вполне уместен компромисс, когда вы изготовите их в меньшем масштабе (1:100), вместо 1:87.

Основная функция железной дороги – это перевозка грузов и пассажиров. Это значит, что груз где-то надо произвести и нагрузить в вагоны и отвезти потребителю. Придумайте себе сами игру.

Могут быть и исключения, к примеру, макеты для рекламы или для демонстрации движения на выставках или в музеях.

Для островных макетов характерны кольцевые схемы с одной-двумя станциями (второй - чаще скрытой где-то в туннеле или в нижнем уровне) и иногда веткой к тупиковой станции или заводу.  Вполне такой тип приемлем для европейского типа железной дороги. Европа густо населена, имеет плотную сеть железных дорог, причем сеть второстепенных, а не магистральных железных дорог, где все станции выглядят игрушечными, а пути петляют вокруг да около. Это не Россия, где сплошь магистральные пути, проложенные от города  до города  по кратчайшему расстоянию.

Для модульных макетов - схема путей чаще незамкнутая, ближе к действительности, но организация движения на нем несколько сложнее.  Хотя если есть возможность построить оборотные петли по обоим концам макета, то это значительно упрощается.

Диорама

Диорама

Особенно хочется остановиться на том, чтобы вы не пытались на макете сделать каждый квадратный сантиметр совершенством вашей работы. В любой работе важен общий вид, а это значит, что не должно быть, например, разномастности в архитектуре или ландшафте.  А при отделке макета надо тщательно проработать лишь отдельные места (сюжеты), чтобы глаз смотрящего смотрел на вашу работу от одного сюжета к другому. Перенасыщенность зданиями, фигурками ведет к восприятию макета, как игрушки.

И для завершения этой темы хочу сказать, что есть возможность строить диорамы. Это хорошая идея для тех, кто не имеет совсем места для постройки макета и для тех, кто для начала хочет попробовать свои силы. Тема для диорамы может быть любой: переезд, перегон, мост, часть станции, а может и сама маленькая станция или разъезд и т.п. Разумно начинать с постройки диорамы, с тем расчетом, что при ее успешном исполнении, потом  встроить в будущий макет.

Назад: История фирмы Egger-Bahn Вперёд: Нюрнберг 2012, или мечты постепенно тают

Вверх: Моделизм в HOe
На главную страницу

© 750mm.ru, 2006-2017. Автор сайта и материалов - Иржи Индра, дизайн и программирование - Олег Попков.
О сайте | Карта сайта | Использование материалов | Связаться с нами