750mm.ru
Главная Узкая колея Моделизм в HOe Наши модели Форум

Нюрнберг 2015

© Иржи Индра, 14 Фев 2015

[g blog]15617[/g]

Наверное, уже 20 раз подряд побывал на ярмарке в Нюрнберге, и в первый раз было сразу ясно, что более, чем один день там делать нечего. Последний год, когда не хватало и пяти дней для подробного осмотра железнодорожной тематики, был 1999, когда еще было очень много мелкосерийных производителей. Потом пришло Евро, все цены взлетели сразу вдвое, причем на все: от гостиниц до участия в ярмарке. Начало 2000 охарактеризовалось еще и широким приходом интернета в жизнь. До этого момента ярмарка была местом, где можно было увидеть сразу все новинки и их ни в коем случае не разрешали даже фотографировать… Да, были времена. С появлением интернета про новинки можно было уже узнать задолго до открытия ярмарки. Были времена, когда и войти то туда без приглашения было невозможно, а теперь заполни анкету, приложи визитку, заплати 49 евро за вход и наслаждайся хоть все 6 дней. Ярмарка, по крайней мере, в разделах моделей, почти утратила свое первоначальное значение, т.е. презентацию изделий, на которую приезжали посмотреть не зеваки, а продавцы, которые заключали договора на поставку моделей, оставляли заказы и т.п. Сейчас это вялотекущее движение зевак и людей, вращающихся вокруг еще дышащего модельного бизнеса, важно уже просто приехать и показать, что ты еще жив. Грустно.

[g blog]15549[/g]

Причин этому много, основная, это старение контингента покупателей и их тривиальный уход с этого света. Новой крови крайне мало, ее уносят потоки компьютерных игр и сидения в соцсетях. Вторая, не менее основная причина, это уход из производства железнодорожных моделей людей, заложивших некогда это производство. Заметьте, что не пишу слово бизнес. Бизнес это сейчас, а раньше было производство, которое было заложено на том, чтобы радовать потребителя. Бизнес это явление, на мой взгляд, сложившееся в модельной сфере в последние 8-10 лет, когда руководителями и владельцами фирм-производителей стали люди, которым абсолютно все равно, чем заниматься, главное это деньги. Поэтому мы и имеем такой плачевный результат.

Еще в прошлом году мелькнула слабая надежда на то, что процесс немного замедлился, но, увы. Ярмарка этого года вполне красноречива. Смысл сегодняшнего производства моделей полностью переместился в сферу денег. Заявляется новинка, и собираются заказы, умножается на два и получается предполагаемый спрос. Спроса нет, новинка откладывается, может быть через год-два и выпустят ее, если наберут заказы, а то и просто она останется только на страницах каталога. Абсолютно наглядно это видно у фирмы Lilliput, вернее это уже давно лишь название, читай Kader. В прошлом году беседовал со своим знакомым с этой фирмы и мне было открытым текстом сказано, что новое будет лишь в том случае, если будет крупный заказчик. Т.е. некая корпорация, предприятие, железная дорога, которая своим заказом оплатит все накладные расходы на производство. Произведется партия, скажем 2-3 тысячи экземпляров, и на этом вопрос будет закрыт и только малая часть попадет в торговлю.

Капитализм, одним словом. Понятно, что круг потребителей уменьшился, производить, все время дотируя производство, невозможно. Но… Возникает много вопросов. Ранее все делали в Европе, и дорого это не было. Все перенесли в Китай, стало дешевле производить, но модели дешевле не стали. Теперь новая проблема: в Китае все подорожало за последние 5 лет процентов на 25-30 (подорожала электроэнергия, материалы, рабочая сила, доставка). К тому же качество достаточно сильно снизилось, и это, несмотря на новые технологии и материалы.

Виной - человеческий фактор. Принцип работы на китайских фабриках прост. Инвестор строит некий фабричный комплекс, состоящий из общежитий, столовой, производственных цехов, склада и офиса. Фирма берет в аренду этот комплекс. На фирме постоянных работающих человек 5-10 (это из личного опыта и наблюдений). Это люди занимающие должности руководителей цехов, конструкторов, бухгалтеров. Основная масса это наемные рабочие, которые просто кочуют по стране в поисках лучшей зарплаты, работы. Отсюда и увеличение сроков производства, проблема качества. Некоторые фирмы уже покинули или покидают Китай, перемещаясь в Восточную Европу. Среди них Marklin, ROCO.

На мой взгляд, подкашивают рынок, и сами производители, устраивая распродажи моделей. Произвели модель, распродали процентов 80, при этом бизнес план оправдался, поэтому остаток по смешной цене распродали. А потребитель теперь сидит и ждет распродаж, зачем платить более 300 евро за паровоз, когда его потом за 120-140 купить можно. Соответственно заказов нет, бизнес план не строится…

Результат один, новинок все меньше и меньше. Про конкуренцию совсем забыл. Она становится все острее, так как круг потребителей сужается. В основном тут старается фирма PIKO, делая дешевые внутри и более – менее приличные снаружи модели. Как она вылезает при этом финансово, очень загадочно. Хотя и тут это, пожалуй, понятно - за счет тиража. Вспомним недавнее прошлое, связанное с моделью тепловоза ЧМЭ-3. Сначала появилась модель у Евротрейна, пардон, большинство обс…ло, как могло, несчастный капот над генератором всем покоя не давал. Пришла модель от PIKO, г…о откровенное, но дешево, и все ломанулись покупать. Халява. А что потом удивляться. Компания в модель вложила приличные инвестиции, которые в итоге или не вернутся вообще, или вернутся не за год, а скажем за три. Так откуда новинкам то браться? Разве что купить для этого печатный станок для денег.

Это была прелюдия, из которой надо сделать вывод. Мой вывод такой, что нужна некая консолидация рынка, т.е. потребителя и производителя. Если ее не будет, то производство, в том виде, как мы его бы хотели видеть, умрет через несколько лет. Останутся лишь небольшие малосерийные производители. Хотя точно выстоит Marklin. Скорее всего, пока жива традиция и престижно покупать товар известной свыше 150 лет фирмы, он будет жив.

Что же я понимаю под консолидацией? Взаимопонимание производителя с потребителем. К сожалению, его, невозможно осуществить в таком виде, что некая группа потребителей хочет вот эту модель и фирма начинает над ней работать. Мы забываем о конкуренции, а это значит битва. Как известно, в битвах не бывает победивших. Все потратили силы и средства, а результата в итоге то нет. Поэтому пока не готовы первые образцы, о том, что будет выпускаться, знает иногда только два человека. Заказчик и конструктор. Но пожелания никто не отменял, и их можно доносить до производителя. Это возможно делать через те же форумы любителей и моделистов железных дорог. Но в последнее время читать их становится просто неприятно. Чтобы не было сделано, а первая реакция одна – А что там «накосячили». Вы думаете, что после этого хочется общаться с потребителем? Почему эта реакция не является позитивной. Как хорошо, что сделали, но на наш взгляд есть некоторые недочеты. И тогда приятно работать, мелочи устраняются всегда. Я понимаю, что пишут такие отзывы люди, которые ничего и не покупают. Увы, но психику мы таким людям не вылечим никакими моделями. Они по жизни всегда и всем недовольны. Поэтому если не будет взаимопонимания и взаимоуважения, то просто ничего не будет. Это касается, прежде всего, производителей российских. Понятно, что «специалистов» по иностранной технике у нас просто нет и поэтому вылавливать косяки у иностранных производителей мы просто не в состоянии, и невозможно тешить свое величие, перед глазами читающих страждущих. Но не надо забывать, что всю эту писанину читают и люди, далекие, от тонкостей поручней и подножек и берущие, за чистую правду, ваши излияния, что типа модель не удалась и чего ее покупать. Нет ничего идеального, это закон. На мой взгляд, модель, пусть мы ее называем копией, хотя это далеко не так, прежде всего, должна вызывать положительные эмоции и ассоциироваться с ее прототипом. Вот это закон. Возможно, сделать и более близкую по масштабу копию, но не будет должного эффекта. Потому что не будет. Это отдельная и очень тонкая тема.

Теперь по сути выставки. Понятно, что нас интересуют, прежде всего, прототипы, близкие нам по крови. Хоть новинки от фирм уже и выложены в интернете, немного по ним пройдусь.

[g blog]15647[/g] [g blog]15644[/g]

Фирма Roco. Заявлен тепловоз 2М62, на ярмарке представлен был лишь образцом с 3Д принтера, что говорит о том, что проект, скорее всего, готов. В том же виде и американский паровоз UNNRA, известный нам как паровоз серии Ша, причем отпечатан на принтере зацело с тендером. Смотрится неплохо, но увидим мы его, думаю, лишь в 2016 году. И похоже, что на этом тема России на ближайшие несколько лет будет закрыта.

[g blog]15553[/g] [g blog]15556[/g]

Ожидаемый всеми от фирмы ACME, электровоз ЧС-7, заказанный ей фирмой Роколенд, был представлен кузовом, явно отпечатанным на скорую руку, и даже не имел этикетки. Поэтому кто знает, тот знает что это такое. Куда интереснее от ACME, выглядел готовый в пластике спальный вагон габарита RIC. Я пока не изучал, какой это точно по выпуску и году вагон. Понятно, что завода Gorlitz, а вот каких годов. Он явно отличается от известного вагона бывшей фирмы Sachsenmodelle. Пропорциональность подвагонного оборудования точно намного лучше, так ведь модель то уже и не 1993 года выпуска. А вот геометрия крыши у меня вызвала сомнение в ее правильности. Но судить трудно, образец не окрашен. И вагон этот не зря у нас называют «горбатым», отсюда и сомнение.

[g blog]15605[/g]

У L.S. models не обнаружил крытого вагона по заказу Роколенда. Прошлогодний образец, судя по всему с готовых пресс-форм, был явно неудавшимся, так как пропорциями был похож на американца. Высокий и узкий. Скорее всего, его мы уже не дождемся в этом году. От самой фирмы очередные окрасы RIC, и том числе в фирменном стиле РЖД. Интересно, а о лицензии фирма позаботилась или нет? На фирму Евротрейн мы сделали разрешение на использование логотипа РЖД и фирменной окраски. Новинка лишь интерьер для вагона-салона.

На этом по подвижному составу можно считать и все. Да, забыл фирму HERIS. С ее владельцем меня связывает 16 лет совместной работы. Еще со времен Sachsenmodelle. На теме вагонов ЦМВ мы разошлись «друзьями», связано это с тем, что я начинал проектировать купированный вагон завода Аммендорф еще в 1998 году, по инициативе фирмы Rollhouse из Санкт-Петербурга. Фирма просуществовала около года, и ушла в историю, владелец тогда проигрался на бирже и все пошло прахом. Но я постепенно сам дотягивал проект в 2004-2005 годах (пришлось дополнительно искать оригинальные чертежи, отснять много вагонов, так типов вагонов очень много) и когда на фирме HERIS хорошо пошли дела, то я предложил этот проект к реализации. Он был включен в каталог в 2009 году. Тогда же проект был отправлен в Китай на оценку, но дела пошли намного хуже, чем предполагалось, и проект был заморожен. С появлением в виде заказчика в 2012 году фирмы SpieleMax, появился вторично интерес к этому проекту. Но в 2007 году я этот проект продал фирме Евротрейн. К сожалению, посланный для обсчета проект (не окончательный вариант), остался в Китае. Вот по нему, фирма Heris и сделала вагон Аммендорф, причем ничего не заплатив за этот проект, но я и нее настаивал, не умею за одну и ту же работу получать деньги дважды. История неприятная (но это бизнес, деньги превыше всего), но теперь этот проект имеет еще некое продолжение в виде заказа от SpieleMax на вагон ресторан, багажный, плацкартный, почтовый (но многое из этого скорее всего останется в картинках, в каталогах таких картинок за 13 лет существования фирмы десятки). Я отказался делать эти проекты, так как имею контракт с фирмой Евротрейн на проектирование подвижного состава России и СССР. Причем в программе последней в этом году уйдет в производство багажный вагон типа 7сб (проект готов он на обсчете) и до конца года, скорее всего, в производство пойдет и почтовый (точный тип определится после того, какую документацию удастся найти). Зная подход к производству фирмы HERIS, новые версии вагонов будут сделаны на базе пресс-формы от купейного вагона, т.е. что ресторан, что багажный вагон или плацкартный все они встанут на раму купированного Аммендорфа. Если быть уж правильным, то даже рама вагона ресторана ничего общего с купейным вагоном не имеет, за исключением аккумуляторных ящиков. Расположение подвагонного оборудования, включая тормозное, имеет иное расположение. А багажный и плацкартный вагон и вовсе должны иметь хребтовую балку, т.к. они сделаны на базе стандартного вагона Советской конструкции. Ради нескольких сотен вагонов никто упираться не будет, и новый тип вагона делать тоже.

Не мудрствуя слишком под вагоны Аммендорф фирма Heris, подкатила имеющиеся у нее тележки типа Gorlitz V, используемые ей для немецких REKO вагонов. Эта тележка легкого типа и не может быть подкачена под купейный вагон Аммендорфа, имеющего вес более 50 тонн, вместо 40 тонн у REKO. Вообще вся идея SpieleMax, состоит в том, чтобы сделать поезд, в котором Советские войска покидали Германию в 1991 году. Это такой слегка политизированный проект, и мне он не сильно по душе.

[g blog]15577[/g] [g blog]15568[/g]

В мире авто «тигриный выводок» у Busch и автобус Ikarus 55 у Brekina. Я сам 55-х на дорогах СССР не помню, а вот 66-е Икарусы попадались еще в самом конце 80- еще. Если речь уж зашла о танках, то чешская фирмы SDV имеет уже 5 версий танка Т-34 в НО, в виде кита. Это три типа Т-34 с пушкой 76 мм (обр 1940, обр 1941, обр.1941 СТЗ), одна с пушкой 57 мм и еще одна с 85 мм. Для полного завершения темы осталось доделать башню образца 1943 года, в народе «гайка».

[g blog]15559[/g] [g blog]15562[/g]

Несмотря на явный прессинг со стороны фирм делающих здания из картона методом лазерной резки, фирма Auhagen продолжает радовать. В этом году добавились эллиптической формы опоры, металлический мост в НО, пара заводских зданий, углепогрузочный кран. Но очень ностальгически подействовал старенький электрокар с вагонеткой для перевозки багажа по платформам. У нас ведь тоже подобные кары бегали.

[g blog]15670[/g] [g blog]15673[/g] [g blog]15676[/g]

Удивил Tillig, первое впечатление оказалось обманчивым. Стенд в размерах уменьшился раза в полтора, а вот новинок пожалуй, более, чем у других фирм, как в НО, НОм, так и в ТТ.

[g blog]15641[/g]

По новинкам в пластике в лидерах и Rivarossi. На стендах некоторых фирм, например Hobbytrain, уже третий год подряд стоят пластиковые образцы вагонов, которые за три года, даже не открасили. А вагончики-то интересные от Международного Общества Спальных вагонов (CIWL).

[g blog]15590[/g]

Если уж об этом обществе, то вагоны Pullman от Hornby, просто хочется на полочку поставить и любоваться.

[g blog]15638[/g]

Piko, несколько скромно в этом году, сказывается недостаток финансов думаю. Интересен для нас лишь польский электровоз ЕТ-41. Он двухсекционный и чем-то напоминает наших отечественных монстриков. Цену вопроса не знаю, а интересно. Вообще польский рынок последние года три набирает обороты. Регулярно езжу в Познань на выставку и могу сказать, что в Польше интерес к моделям растет, очень много людей занимается постройкой модулей, включая молодежь. На выставку собирают по 300 с лишним модулей длиной с полкилометра.

[g blog]15685[/g] [g blog]15688[/g]

У Viessman появился чудесный «Писающий Мальчик» и механизм для открывания ворот или дверей.

[g blog]15593[/g]

Kibri сделало очередной транспортер с трансформатором.

[g blog]15608[/g]

Напоследок, я бы остановился на паре фирм по узкой колее. Во-первых всплывшая на прошлой ярмарке немецкая фирма Minitrains, занимающаяся выпуском моделей в масштабе НОе. Ее программа основана на воспоминаниях о фирме EggerBahn, прекратившей существование в 1967 году, и являвшейся основателем производства моделей в масштабе НОе.

[g blog]15611[/g] [g blog]15614[/g]

Программа в этом году прибавила американскую тему, т.е. стилизация вагонов и паровозов под американский лад. Немного добавили в окрасках к вагонам по мотивам военно-полевых дорог. Публика на фирме приветливой не оказалась, попытался с ними наладить контакт в области покупки приводов от моделей, с тем чтобы сделать на их база наши прототипы. Но выяснилось, что частями ничего продавать не хотят, а потом понял и почему. Производство в Китае. А Китайская политика такова, что запчасть не вывезти, только готовое изделие.

[g blog]15623[/g] [g blog]15626[/g] [g blog]15629[/g] [g blog]15635[/g]

Во-вторых, больше всех люблю РЕСО, лучше них в Европе рельсовый материал никто не делает, а главное он каждый год пополняется новыми типами. В НОе выпустили стрелку первого радиуса (R=228 мм, длина 87 мм, угол 22,5 град.). Появились и новые вагончики и вагонеты на НОе (ООе). 2 осный полувагон и и двухосный пассажирский вполне с паровозиками от Minitrains могут быть использованы для макета торфоразработок или компании по уборке сахарной свеклы где-то на Украине так в 20-40-х годах. И очень понравились у РЕСО уличные фонари, но они в масштабе «0», а жаль.

[g blog]15596[/g] [g blog]15599[/g] [g blog]15602[/g]

У Lilliput обнаружились в пластике образцы моторного вагона и платформ к нему. Моторный вагончик своеобразный, у него классические буфера, как у вагонов нормальной колеи, а вот сцепка узкоколейная. Видимо он предназначен для заталкивания вагонов нормальной колеи на узкоколейные вагоны транспортеры, или что-то в этом роде.

В этом году часть железнодорожного павильона была занята уже какими-то игрушками и было несколько фирм занимающихся продажей 3Д принтеров. Визуально изделия с новых принтеров выглядят приемлемо, но эти изделия не были окрашены и только при рассмотрении дома фотографий, стало ясно, что при послойном методе печати никогда не удастся избавиться от шероховатости и видимости слоев. Т.о. этот метод максимально можно использовать только для прототипирования - создания и отработки образца. А учитывая цену оборудования и расходных материалов, об этом просто можно забыть при создании своих собственных или мелкосерийных моделей.

Инж. И.Индра февраль 2015.

Выставка Нюрнберг 2015 в Фотогалерее.

Назад: Нюрнберг 2012, или мечты постепенно тают Вперёд: Нюрнберг 2017

Вверх: Моделизм в HOe
На главную страницу

© 750mm.ru, 2006-2017. Автор сайта и материалов - Иржи Индра, дизайн и программирование - Олег Попков.
О сайте | Карта сайта | Использование материалов | Связаться с нами