750mm.ru
Главная Узкая колея Моделизм в HOe Наши модели Форум

Нюрнберг 2012, или мечты постепенно тают

© Иржи Индра, 19 Фев 2012

[g lefts]9459[/g]

Каждый год, входя в павильон, где живет железная дорога, что-то да ощущается.

В этом году с ощущениями было плохо, и интуиция не подвела. Да, шоу состоялось, но если присмотреться, то результаты не радуют. Реальность такова, что количество любителей и покупателей уменьшается и рынок сужается, тиражи моделей на сегодня упали вдвое по сравнению даже с двухлетней давностью. Основной производитель – Китай в этом году поднял цены на 15-20%. Поэтому экономику процесса далее можно не разъяснять. В этом году такие достаточно крупные фирмы, как Micro-Metakit, Gutzold, Heljan вообще не участвовали в ярмарке. Это почувствовалось и на стенде фирмы Brawa: из обещанных в прошлом году паровозов лишь один тип G7 был готов, австрийского паровоза типа 171 так и не было, одни лишь картинки. Фирма ROCO сократила размеры стенда и перенесла переговорную часть в более дешевые офисные помещения. Лихорадит производство в Китае, обанкротилась очередная большая фирма производитель Creativ Master, производившая модели для Atlas, Athern, ROCO, Gorgi; пока будет решатся вопрос о ее банкротстве, все закрыто и ту же оснастку на руки не получишь. Китай очень своеобразен, там сначала все свое заберет государство и банки, а тот, кто вложил деньги - это уж как получится. После развала крупнейшей фирмы Sandokan (возможно, что написание названия фирмы иное) производство моделей ушло в малый бизнес, возникло множество мелких предприятий, которые занимаются лишь частью большого производственного процесса. Пресс-формы делают одни, пластик отливают другие, красят третьи и т.д. Качество моделей при этом понятно какое.

Вместе с тем, наблюдается постепенное создание нового производства моделей в Европе. Пока это небольшие фирмы, идущие путем, который предоставляют новые технологии. Дорогие пресс-формы из каленой стали заменяются более дешевыми дюралюминиевыми. Читатель скажет, что они недолговечны. Да, миллионные тиражи они не выдержат, но тиражи в 5-10 тысяч экземпляров - это реальность. Вышедшую из строя часть можно легко обновить: чертеж в компьютере, станок управляется им же. Краски не чета старым, оборудование для тампонной печати - тоже. Поэтому вполне работоспособна фирма из 5-15 человек. Учитывая нынешние тиражи, это, возможно, выход из положения. Понятно, что такие фирмы и не поедут на ту же ярмарку. Реклама есть в Интернете и журналах, а участие в ярмарке - это десятки тысяч евро. Аренда площади, доставка, сборка и разборка стенда, проживание сотрудников в отеле, транспортировки макетов и витрин, питание и прочее - это действительно десятки тысяч евро. Для небольшой фирмы это может быть и половина затрат на выпуск очередной модели, поэтому участие в ярмарке - это теперь уже лишь прерогатива имиджа.

Прошу меня простить, я не любитель обгладывать каждый стенд, выискивать какие-то мелочи и докапываться до каждой новинки, наше дело узкоколейное и конструкторское, тем более что я там еще и работаю, встречи с заказчиками и т.д.

[g blog]9555[/g]

Дела конструкторские. Как писал годом ранее, китайские конструкции видно сразу, учатся и они, но переплюнуть европейскую школу им трудно. Lilliput очень меня порадовал новыми немецкими (баденскими) пассажирскими вагонами. Эта серия из трех вагонов спроектирована в Германии, и, на мой взгляд, наконец-то найдена золотая середина в соразмерности деталей у модели. Разъясняю. Возьмем модели старотипных вагонов от Brawa, считаемые многими эталоном. Переходные площадки, поручни, держатели фонарей, ну дунь и отвалятся, да, возможно, что это в масштабе, молодцы китайцы пролили детали толщиной 0,3 мм. Но модель - это все же не точная копия в масштабе, очень много уж условностей, таких как увеличенный гребень на колесе, огромный держатель сцепки, просто исчезновение элементов ввиду их малых размеров, все эти нюансы вносят дисгармонию. Поскольку мы ведем речь о моделях, которые используются еще и для движения, поэтому иного выхода нет. Не надо забывать и то, что настоящий вагон мы видим снизу вверх и то не целиком, а деталями, модель же видим всю целиком, да сверху вниз. Не буду уже говорить о разрешающих способностях глаза, восприятии человеком объектов. Скажу так, что пропорциональность элементов в модели абсолютно иная, нежели как у натурального прототипа. Не надо еще забывать и то, что модель - это и предмет потребления, т.е. он должен выдержать транспортировку и эксплуатацию. Надеюсь, что меня поняли. Поэтому, на мой взгляд, эти вагоны просто на пять с плюсом.

[g blog]9559[/g]

Также от Liiliput были представлены два новых узкоколейных вагона, в каталоге новинок они мной не обнаружены, но живые на стенде были. Это трехосные платформы с бортами и без бортов, с тормозными будочками. Ранее подобные вагоны выпускала фирма Dalisho, но в достаточно примитивном исполнении. Надпись гласила, что это модели, сделанные из первых отливок с форм. Ожидаемый выпуск - конец лета. Нельзя не упомянуть нашу надежду Юргена Вайта, основного производителя узкоколейных паровозов из металла. Собственно говоря, из его рук выходят все паровозы из металла для фирмы BEMO. На выставке был его новый тепловоз на колею НОm, но для нас это не так интересно.

Более интересно то, что он начнет в этом году работу над моделью паровоза типа 159. Чертежи разыскал и предоставил Олег Галацкий и частично я, так у меня хранится альбом запасных частей паровоза типа 159 издания 1938 года. Так что есть полный комплект документации, и паровоз мы увидим в следующем году.

PMT сделала пару новых выкрасов саксонских вагонов в 3 эпохе. Далее из реального на НОе, ничего более нет.

[g blog]9469[/g]

В некий вторичный шок меня повергла фирма Busch, пожалуй, единственная действительно думающая фирма, как и по новым идеям, так и по исполнению моделей. В прошлом году она впервые представила модели полевых узкоколеек в масштабе HOf. Была то бомба, но рванули они ее сейчас. Если в прошлом году модели ездили на рельсах marklin mini-club, то сейчас это уже готовая программа своего рельсового материала, да было бы и этого достаточно, так нет, еще и кирпичный завод, эстакады, перегрузка, склады.

[g blog]9505[/g] [g blog]9515[/g] [g blog]9521[/g]

На макете размером метр на метр был целый фантастический мир узкоколейки, с эстакадами, аллеями, торфоразработкой, кирпичным заводом… Не скажу, что дешевая игрушка, но очень уж хороша и места для нее почти не надо. Душевная одним словом. Стартовый набор: локомотив, две вагонетки, 8 радиусных рельс (R 115 mm) и две прямые по 133 мм, блок питания на 3 вольта – удовольствие за 160 евро. Рельсы не очень дешевы. Два рельса - 9 евро, стрелка 30, локомотив – 80. Но, внимание: локомотивы с возможностью установки цифрового декодера. Смотрите фото, и слов не надо. Да, рельсы имеют магнитопровод, а на локомотиве есть магнит для лучшего сцепления, а значит и токосъема, а значит и надежного движения.

[g blog]9457[/g]

Из Российско-Советской тематики. Фирма REE Medeles (Франция) заявила выпуск трехосного американского танк-паровоза (НО). У нас известного, как тип «Давепорт», по названию завода изготовителя. Brekina сделала автомобиль Нива в НО, но пока в версии полиции ГДР. ГАЗ-69 на НО от Herpa, наверное, многие уже видели и ужаснулись, но в ТТ он выглядит как-то более узнаваемо.

[g blog]9585[/g] [g blog]9587[/g]

Чешская фирма Techiimage, представила почти готовую (грозятся доделать через 3-4 месяца), модель тепловоза ЧМЭ-3 в НО. С одной стороны УРА, кричим и бросаем чепчики, с другой - ребята молодые и опыта нет. Модель вышла очень трудоемкая в изготовлении и очень нефактурная, кузов при некоторых ракурсах выглядит просто голым, тележки плохо проработаны, но меня уверяли о ее очень хороших ходовых качествах, правда удостоверится не было возможности. Цена модели более 300 евро. Есть и заявка на модель ЧМЭ-3 от фирмы ROCO, что будут делать ее аж в 2013 году, но учитывая ситуацию с китайской фирмой-производителем, это разговор о 2014-15 годе.

[g blog]9589[/g]

Tillig в ТТ сделал спальный вагон габарита RIC, модель достойно и добротно сделана.

[g blog]9597[/g]

В заключение хочу отметить, что растет увлечение моделями, сделанными методом лазерной резки. Noch выпустил серию мостов, но это даже не знаю, как и описать, что-то с пропорциями деталей ферм, уж больно они тонки. Поскольку сделать заклепки лазером невозможно, использовали материал с предварительной сплошной накаткой. На задний план макета они подойдут.

[g blog]9569[/g]

Много зданий по такой технологии, но проблема одна. Ужасные стыки на деталях и невозможность создания лазером фактурных деталей, таких как наличники окон, оконные рамы и филенчатые двери. Хотя если бы пошли по комбинированной схеме с использованием деталей из пластмассы, эта технология была бы хорошим подспорьем при постройке макетов, увеличилось бы значительно разнообразие зданий и сооружений, пригодных для использования. Из года в год езжу по разным выставкам и почти все макеты на одно лицо, которое определяется моделями пластиковых зданий от известных вам фирм.

[g blog]9593[/g]

Приятной новинкой от фирмы Viessmann стала действующая модель шпалоподбивочной машины. Машина продвигается на 8 шпал вперед, останавливается, ее внутренняя каретка передвинется сама на 4 шпалы, включает вибраторы, и затем передвинется еще раз на 4 шпалы, и опять включает вибраторы. Затем машина опять сдвигается на 8 шпал, останавливается и цикл повторяется.

[g blog]9563[/g]

Хочу еще отметить фирму Marklin, она единственная заботится о новом поколении. Второй год развивает программу для детей в возрасте 3+. Готовит себе будущих покупателей.

[g blog]9543[/g]

Ну а нам не унывать, и делать модели, строить макеты, и получать от этого удовольствие и ничего не ждать, делать надо сегодня и сейчас.

И.И. 05.02.2012

ФОТОГАЛЕРЕЯ
Назад: Макеты в HOe Вперёд: Нюрнберг 2015

Вверх: Моделизм в HOe
На главную страницу

© 750mm.ru, 2006-2017. Автор сайта и материалов - Иржи Индра, дизайн и программирование - Олег Попков.
О сайте | Карта сайта | Использование материалов | Связаться с нами