Йиндржиховградецкие узкоколейные железные дороги JHMD

© Олег Попков, 22 Сен 2008

Когда человек делает первые шаги в моделировании железных дорог узкой колеи, неизбежно встает вопрос о прототипе. Серьезный коллекционер вряд ли будет показывать коллегам сборную солянку из поездов различных стран и континентов, не имеющих ничего общего и даже рассчитанных на разную колею. В этой связи интересно рассмотреть прототипы узкоколейных железных дорог, которые максимально можно воспроизвести, используя имеющийся в продаже и доступный для заказа подвижной состав.

Те локомотивы и вагоны в типоразмере H0e, которые можно купить у нас, как правило выпущены компаниями Roco и Liliput и имеют австрийский либо немецкий прототип. При этом австрийский подвижной состав используется не только в самой Австрии, но и в некоторых других странах, в частности, в Чехии. На железной дороге «Jindřichohradecké místní dráhy» («Йиндржихоградецкие местные дороги», сокращенно — JHMD), имеющей колею 760 мм, можно встретить паровозы и вагоны, модели которых хорошо известны по ассортименту тех же Roco и Liliput, а значит, их можно найти в продаже и в России. Таким образом, выбрав «Йиндржихоградецкие местные дороги» темой для маленького макета или диорамы, можно не только не беспокоиться о вечном отсутствии подходящего подвижного состава для своего проекта, но и пристроить уже имеющиеся модели узкоколейных вагонов и паровозов в «правильное» для них окружение.

У железной дороги JHMD есть и еще одно «приятное» достоинство. Основным тепловозом, обслуживающим пассажирские и грузовое движение, является Т47, хорошо известный отечественным любителям узкоколеек под именем ТУ-3. Именно эти тепловозы работали в СССР на узкоколейках общего пользования и детских железных дорогах. В Чехии они работают до сих пор и являются популярным прототипом для моделирования, причем кузов Т47 можно при известном желании купить у чешских мелкосерийщиков и самостоятельно «довести до ума» как под чешский, так и под советский вариант исполнения. Впрочем, советские прототипы — материал совсем не этой статьи, а нам пора перенестись в живописный городок Jindřichův Hradec (Йиндржихов Градец), где в 1890-е годы началось строительство железных дорог колеи 760 мм.

История

Йиндржихов Градец – это небольшой городок в Южной Богемии, знаменитый своим замком эпохи Возрождения, а также живописными лесами, холмами и прудами в окрестностях. Этот город также является центром протяженной сети узкоколейных железных дорог в Чехии, которая и сейчас перевозит пассажиров и вагоны тем же маршрутом, что и 100 лет назад.

Первой была построена линия Йиндржихов Градец – Нова Быстрице (Jindrichuv Hradec — Nova Bystrice) протяженностью 33 км. Для нее была выбрана колея 760 мм, являвшаяся стандартной в Австро-Венгрии, в состав которой Чехия тогда входила. Открытие состоялось в 1897 году. Через девять лет, в 1906-м г., открылось движение на второй линии Йиндржихов Градец — Обратань (Jindrichuv Hradec — Obratan), длина которой составила 46 км.

Первоначально узкоколейные линии, соединившие Йиндрихов Градец с г. Нова Быстрице и г. Обратань, находились в собственности и управлении двух разных компаний. Первая линия принадлежала компании «Локалбан Нойхаус — Нойбиштриц» (Localbahn Neuhaus – Neubistritz), инициалы этой компании «NN» до сих пор сохранились на километровых столбах трассы на Нова Быстрице. Вторая компания компания называлась «Йиндржихов Градец – Обратанская местная железная дорога».

Обе железные дороги долгое время принадлежали Государственным железным дорогам Чехословакии. В семидесятые годы некоторые второстепенные и, особенно, узкоколейные железные дороги страны, расположенные на границе с Австрией, закрывались по причине малой заинтересованности властей в их существовании. Однако в конце семидесятых разразился нефтяной кризис, и узкоколейки продолжили работу. В начале восьмидесятых даже была проведена некоторая модернизация.

Опасность закрытия узкоколейных линий вокруг г. Йиндржихов Градец вновь возникла в 1992 году. На этот раз причиной была экономическая ситуация: Чешские государственные железные дороги пытались сократить свои расходы любыми средствами. Линии до Нова Быстрице и Обратани были выставлены на продажу.

Узкоколейку с почти вековой историей выкупила группа энтузиастов, еще с начала 1980-х годов занимавшихся реставрацией старинных узкоколейных вагонов. Эти люди создали компанию с целью приватизации и последующего сохранения узкоколейных железных дорог вокруг г. Йиндржихов Градец.

В настоящее время компания выполняет регулярные общедоступные пассажирские и грузовые перевозки, организует регулярные ретро-туры на паровой тяге, а также специальные заказные поезда на принадлежащих ей линиях.

Описание линий

Линии Йиндржихов Градец – Нова Быстрице и Йиндржихов Градец – Обратань имеют колею 760 мм и общую протяженность 79 км. На линиях расположено 30 станций и остановочных пунктов. Максимальная разрешенная скорость – 50 км/ч. В необходимых случаях компания производит реконструкцию существующих и строительство новых сооружений на линии – зданий депо, мостов и т.п.

Обе линии начинаются в г. Йиндржихов Градец, где также имеется станция стандартной колеи на магистрали Весели над Лужници – Йихлава (Veseli nad Luznici – Jihlava). В направлении ст. Йихлава уложен трехрельсовый путь совмещенной стандартной и узкой колеи. Линия на Обратань отходит от магистрали через 1,9 км, а линия на Нова Быстрице — через 2,6 км.

Эксплуатация узкоколеек осуществляется по правилам для линий с незначительными объемами движения. Автомобильные переезды и стрелочные переводы управляются вручную.

Основное депо и диспетчерская обеих линий расположены на ст. Йиндржихов Градец, локомотивное депо имеется и на ст. Каменице над Липою (Kamenice nad Lipou). В летнее время для заправки паровозов водой и углем также используются оборотные депо на конечных ст. Нова Быстрице и Обратань.

На обеих линиях существует достаточно интенсивное грузовое движение, включая перевозку вагонов стандартной колеи на специальных “узких” тележках. Это позволяет доставлять товары, поступающие с широкой колеи, без перегруза и, кроме всего прочего, преподносится как одна из особенностей и даже достопримечательностей узкоколейных железных дорог JHMD.

Максимально разрешенная скорость

На линиях JHMD установлена максимальная скорость 50 км/ч для поездов на тепловозной тяге (за исключением маневрового тепловоза Т 29.0, для которого установлено ограничение 40 км/ч). Поезда на паровой тяге ходят со скоростью 30-35 км/ч в зависимости от типа паровоза. Для товарных и грузопассажирских поездов установлено ограничение в 30 км/ч.

Уклоны

Максимальный уклон на линии — 26‰, находится рядом со станцией Каменице над Липою.

Локомотивы

На линии обращаются пассажирские, товарные и грузопассажирские поезда с паровой и тепловозной тягой. Имеются случаи вождения поездов двойной тягой, в т.ч. двумя паровозами.

Паровозы

В поездном движении используются паровозы классов U 46.0, U 47.0, U 37.0, построенные в 1898-1959 годах. В 2004 году от работы был отставлен паровоз U47 №001, у которого истек срок освидетельствования котла. Паровозы используются для регулярных поездов в летний сезон и по праздникам (Пасха, Рождество, Железнодорожный праздник), расписание всегда можно узнать заранее. Кроме того, компания предоставляет имеющиеся паровозы для организации заказных поездов. Цена такого тура с фотостопами, вагоном-рестораном, набором исторических вагонов и экскурсоводом в старинной форме составляет примерно 50000 рублей.

Тепловозы

Основным локомотивом является тепловоз Т 47 (Ту 47) первого и второго выпусков (годы производства 1954-1955 и 1956-1959 соответственно). В 2005 году компания JHMD также приобрела товарный тепловоз Т 48 (бывший польский Lxd2 331) с гидравлической передачей. Он используется для вождения коротких и рабочих поездов.

Вагоны

Касательно вагонов, существуют некоторые разногласия между тем, что представлено на официальном сайте железной дороги, и тем, что имеется на фотографиях. На сайте можно увидеть фотографии четырехосных пассажирских вагонов типа Balm/u, оснащенных воздушным тормозом. Отливки модели этого вагона можно купить в Чехии с рук или заказать через интернет-аукцион с доставкой в Россию. Эти вагоны строились в Чехии на для работы на узкоколейных железных дорогах общего пользования и используются по сей день. Кроме того, имеется набор двухосных исторических пассажирских вагонов типа Ci/u различных классов, почтово-багажные двухосные вагоны D/u 600 и DF/u 647 и двухосные крытые вагоны Z/u (похожие по конструкции на Liliput L294202), большинство чешской постройки.

Однако превосходный иллюстрированный календарь «Йиндржиховградецке узкоколейки 2007», попавший в мои руки благодаря Иржи Индре, содержит снимки гораздо большего количества подвижного состава, нежели это перечислено на официальном сайте дороги. Здесь можно найти фотографии использования в составе четырехосных полувагонов с тормозной будкой и без нее (прототип Roco 34520), четырехосных же платформ (вполне возможно аналогичных Roco 34530) и крытых опять же четырехосных вагонов (отдаленно похожих на Roco 34522). На одной фотографии заметен длинный пассажирский вагон, подозрительно похожий на Roco 34004 (в более старой зеленой окраске). К этому можно добавить любопытные снимки поезда для любителей водного туризма, в которых туристов вместе с их байдарками перевозили прямо в полувагонах. Из «исторического» подвижного состава можно отметить двухосные восьмиоконные пассажирские вагоны, аналогичные прототипам моделей Liliput 344390, служебные вагоны, очень похожие на Liliput 371011 и другие.

В целом, судя по разнообразию подвижного состава, здесь «к месту» используются многие двухосные «трех-» и «четырехоконники», а также ряд более современных образцов узкоколейного подвижного состава, что является интересным как с точки зрения деятельности JHMD, так и с точки зрения ее моделирования.

Заключение

JHMD — одна из немногих железных дорог колеи 760 мм, которой удалось сохранить свой самобытный характер узкоколейки общего пользования и по-прежнему радовать пассажиров, туристов, любителей паровой тяги и железнодорожной романтики. Узкий рельсовый путь дороги тянется через города и городки, леса и поля — и по-прежнему выполняет свои транспортные функции. Остается только надеяться, что дела у маленькой дороги будут идти хорошо, и ее старинные паровозы и вагоны и дальше будут возить пассажиров в этом живописном уголке Чехии.

Несложно заметить, что Йиндржиховградская узкоколейка очень интересна для моделирования. Для этого вполне подойдет и подвижной состав, который представлен в ассортиментах крупных фирм Roco и Liliput, и строения известных производителей, которые вполне возможно слегка модифицировать для соответствия чешскому прототипу, и природа, которая так похожа на среднюю полосу России. Небольшой макет или диорама, посвященные JHMD, вполне могут стать дебютным проектом в типоразмере HOe, своеобразным и интересным.

Автор статьи не претендует на 100% достоверность представленной информации и будет благодарен за любые дополнения и уточнения. В качестве источников при подготовке статьи использовался официальный сайт JHMD и календарь «Jindrichohradecke Uzkokolejky» 2007.