Немного о железнодорожных вокзалах

© Иржи Индра, 08 Сен 2020

Станция Себеж 1901 г.

Очень и очень жаль, но уходит в небытие настоящая железнодорожная архитектура.

Когда начинали строить первые железные дороги, сразу же размышляли о том, что вокзалы, гражданские и технические сооружения – это лицо не только железной дороги, но и государства. Всяк проезжающий мог видеть из окна вагона не только прекрасные природные ландшафты, но и мощь, и красоту Российского государства.

Традиции, заложенные в дореволюционный период, еще немного поддерживались в 20-е годы, но потом строительство новых линий замедлилось, а с ним и архитектурное строительство. Грянула война и практически испепелила всю европейскую часть страны. И в конце 40-х годов встал вопрос о восстановлении и обновлении железнодорожной инфраструктуры.

Сложно было все сразу восстанавливать, но стране нашлись и силы и финансы, чтобы отстроить железные дороги и архитектуру на них, причем в старых, классических традициях. Восстанавливали не только здания вокзалов, а восстанавливали и создавали целые комплексы с ресторанами и буфетами, багажными кладовыми, кипятильниками и туалетами, скверами и парками. За годы войны было разрушено более 2500 вокзалов, поэтому в одночасье выстроить столько вокзалов не были в состоянии. Для малых и средних вокзалов применили стандартные проекты – и не потому что сильно хотели стандартизации, а потому, что проектные организации были завалены работой и не справлялись со сроками сдачи проектов. Ведь речь шла о восстановлении большей и наиболее развитой в железнодорожной области страны, и восстанавливались не только вокзалы.

Вокзал на 50 пассажиров

Вокзал на 25 пассажиров

Станция Рвы на 25 пассажиров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как и в старые добрые времена, когда каждая железная дорога отстраивалась в своем собственном, неповторимом стиле, в новые времена пошли почти по такому же пути. Но дороги укрупнились и стали восстанавливать в едином стиле отдельные направления. В 1949-50 годах Министерство путей сообщения разработало типовые проекты малых вокзалов на одновременное нахождение в них 25, 50 и 100 пассажиров.

Типовые проекты вокзалов на 25 пассажиров были разработаны для трех направлений железных дорог: Западного, Юго-Западного и Южного, а вокзалы на 50 и 100 пассажиров для девяти направления сети: Москва — Киев, Киев — Одесса, Киев — Львов, Москва — Ростов, Харьков — Минеральные Воды, Москва – Минск, Минск – Брест, Москва – Ленинград и Москва – Рига. Также эти типовые проекты использовали при постройке вокзалов в иных местах с разрешения МПС. Все эти вокзалы имеют общие конструктивные решения. Отличаются как материалами из которых построены (кирпич, бутовый камень), так и по отделке (штукатурка, неоштукатуренный кирпич, керамика).

Вокзал на 100 пассажиров

Панорама станции

 

 

 

 

 

Для вокзальных комплексов были разработаны и стандартные типы багажных кладовых, туалетов, кипятильников (вот зачем, это уже мало кто помнит, потому, что когда-то в вагонах не было кипятильников и бегали набрать кипяточку во время стоянки поезда на вокзал), жилых зданий. Отдельно были разработаны и павильоны для пассажирских платформ на пригородных линиях.

Читатель удивляется, а к чему статья? А к тому, что применялись эти проекты и для узкоколейных железных дорог, и не только общего пользования, но и промышленных.

Станция Тула-Лихвин

Станция Моховые Горы

Станция Шатура-Пассажирская

 

 

 

 

 

 

В качестве примеров:

  • Шатура – пассажирская (100 пассажиров)
  • Тула – Лихвинская (50 пассажиров)
  • О.п. Рвы (линия Тула — Лихвинская – Суворово) (25 пассажиров)
  • Гайворон (100 пассажиров)
  • Балахна (100 пассажиров)
  • Тумская (50 пассажиров?)

Станция Рвы багажное отделение

Они потихоньку исчезают, перестраиваются, кощунственно ремонтируются.

Их дух почти уже исчез, нет скверов, загажены туалеты, вставлены пластиковые окна и обшиты стены сайдингом, а то и просто выкрашены, как потёмкинские деревни, лишь с фасада для начальства.

Остается лишь их смакетировать и тешится на былое великолепие.