© Иржи Индра, 02 Ноя 2020
Первые вагоны узкой колеи построены на заводе в 1943, это были простые платформы г.п. 8 тонн, типа УП-8.
Производство вагонов начато в 1947 году под руководством главного конструктора Полякова Н.И. Первым спроектированным вагоном был торфовозный вагон типа «Хоппер» (УМВ), освоенный в производстве с марта 1948 года.
В 1949-1951 годах во главе с Грановским Ю.В. и Поляковым Н.И были созданы конструкции ряда машин: пассажирский вагон, щеточный снегоочиститель, плужный снегоочиститель. С этого периода завод получает третье рождение и начинает определяться его профиль – машиностроительный завод транспортного машиностроения узкоколейной техники.
В 50-е годы освоено производство платформ, грузоподъемностью 8 тонн, вагонов-цистерн грузоподъемностью 10 тонн, пассажирского вагона на 26 мест, в это же время наряду с вагонами завод изготавливает путеперекладчик, автодрезины 4-х видов, электротепловозы.
В 60-е годы было создано производство новых вагонов, на смену вагонам УМВ с ручным открыванием и закрыванием крышек люков пришли вагоны типа ТСВ с механизированным их закрыванием. С 1962 года стали выпускать вагоны типа ТСВ-5, а с 1967 – типа ТСВ-6. В этот же период завод выпускает пассажирские автомотрисы АМ-1, пассажирские вагоны ПВ-40, цистерны ВЦ-20, крытые вагоны и вагоны платформы.
В 1970 году освоено производство полусцепов для перевозки леса, а с 1971 серийное производство думпкаров (типа 47-641), устаревшие платформы грузоподъемностью 10 тонн, заменены 14 тонными. В 1973 году начат выпуск серии вагонов для ветки Баржоми-Бакуриани. С 1977 года вагоны полусцепы с одинарными кониками были заменены рамными кониками и раздвижной телескопической вставкой между ними.
В 1982 году начато производство вагона для перевозки торфа с глухим дном, полувагоны для сыпучих грузов (42-039) по заказу Сахалинуголь. С 1984 года начат выпуск платформ грузоподъемностью 23 тонны, а с 1986 года выпуск вагона-дозатора (42-074), освоены в выпуске вагоны мод. 42-074, и 7ВС-60 (31-656). В 1987 году изготовлен опытный образец думпкара 31-673, вагон для перевозки рабочих бригад мод. 43-0011, платформа специализированная для перевозки сортаментов колеи 750 мм мод. 41-0005 и вагона сцепа мод 41-0007. В 1988 освоен выпуск вагонов мод. 31-673, изготовлены два опытных образца думпкаров для Вьетнама, вагоны-сцепы мод. 41-0015, 0016 и 48-061 – опытный образец. В 1989 году сделан вагон сцеп с новой конструкцией хребтовой балки и новым центрирующим устройством, вагон для перевозки рабочих бригад, платформа грузоподъемностью 23,5 тонны с металлическим настилом пола.
В 1990-91 годах сделана партия вагонов-самосвалов для колеи 1000 мм по заказу СРВ (Вьетнам), грузоподъемностью 23 тонны. В 1991 году изготовлен опытный образец вагона самосвала широкой колеи мод. 31-675 (676) большей грузоподъемности и меньшей тарой, внедрена платформа колеи 750 мм мод. 41-0018, для перевозки леса и различного технологического оборудования в условиях горной местности.
В 1990 году было выпущено 1485 вагонов самосвалов ВС-66, вагонов столовых ВС-1 – 34 штуки, вагонов для перевозки рабочих бригад – 111 штук, платформ г.п. 23 т – 335, платформ г.п. 14 т – 240 шт, вагонов для торфа – 598, полувагонов колеи 900 мм – 40 шт. и 1170 сцепов.
В 1991 году было выпущено 1550 штук вагонов самосвалов для широкой колеи (включая 113 вагонов для СРВ), и 1165 вагонов узкой колеи, из них 370 – полувагонов для торфа, 331 вагон сцеп, 51 вагон для перевозки бригад, 289 платформ г.п. 23,5 т, 15 платформ г.п. 23 т, 85 платформ г.п. 13,5 т и 15 вагонов столовых.
В 1992 году начат выпуск прицепных вагонов для пригородных электричек (1 штука), вагонов самосвалов (ВС-66) для широкой колеи – 933, платформ г.п. 23.5 т – 92 штуки, платформ г.п. – 13,5 т – 115 штук и думпкаров УВС-22 – 246 штук.
На этом завод, можно сказать, и прекратил выпуск вагонов узкой колеи.
Продукция Демиховского машиностроительного завода
— есть тех.характеристика в справочнике «ВАГОНЫ ШИРОКОЙ И УЗКОЙ КОЛЕИ. НОМЕНКЛАТУРНЫЙ СПРАВОЧНИК» Москва, НИИИНФОРМАШ, 1978 г.
Выпуск вагонов ДМЗ с 1985 по 1992 года
Название вагона | Тип | ширина колеи | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 |
Думпкар 6-ВС-60 | 1524 | 1021 | ||||||||
Думпкар 7-ВС-60 | 31-656 | 1524 | 10 | 1060 | 1200 | 1311* | ||||
ВС-66 | 31-673 / 674 | 1524 | 1520 | 1485 | 1550** | 933 | ||||
Думпкар | 47-641 | 750 | 316 | 300 | ||||||
Полувагон-хоппер дозатор | 42-074 | 750 | 3 | 50 | 255 | 380 | 250 | |||
Платформа г.п. 22 т | 43-092 | 750 | 401 | 462 | 425 | 346 | ||||
Полувагон для торфа | 750 | 1470 | 1350 | 1351 | 971 | 814 | 598 | 370 | ||
Платформа г.п. 14 т | 750 | 1074 | 994 | 772 | 495 | 221 | 840 | 85 | 115 | |
Вагон-сцеп | 750 | 1383 | 1367 | 1379 | 1321 | 1271 | 1170 | 331 | ||
Пассажирский ПВ-40 | 48-051 | 750 | 204 | 194 | 180 | 168 | 137 | |||
Вагон-столовая ВС-1 | 48-053 | 750 | 933 | 100 | 89 | 67 | 46 | 34 | 17 | |
Полувагон для сыпучих грузов | 750 | 185 | 130 | |||||||
Вагон для перевозки рабочих | 43-0011 | 750 | 111 | 58 | ||||||
Платформа г.п. 23 т | 43-092 | 750 | 335 | 15 | ||||||
Полувагон | 42-030 ? | 900 | 40 | |||||||
Платформа г.п. 23,5т | 750 | 289 | 92 | |||||||
Думпкар для СРВ | 30-0003 | 1000 | ** | |||||||
Думпкар УВС-22 | 30-0006 | 750 | ? | 246 |
* — включая вагоны типа ВС-66
** — включая вагоны для СРВ