Коротко о выпуске вагонов Демиховским машиностроительным заводом

© Иржи Индра, 02 Ноя 2020

Первые вагоны узкой колеи построены на заводе в 1943, это были простые платформы г.п. 8 тонн, типа УП-8.

Вагон-торф 1948 г.

Производство вагонов начато в 1947 году под руководством главного конструктора Полякова Н.И. Первым спроектированным вагоном был торфовозный вагон типа «Хоппер» (УМВ), освоенный в производстве с марта 1948 года.

В 1949-1951 годах во главе с Грановским Ю.В. и Поляковым Н.И были созданы конструкции ряда машин: пассажирский вагон, щеточный снегоочиститель, плужный снегоочиститель. С этого периода завод получает третье рождение и начинает определяться его профиль – машиностроительный завод транспортного машиностроения узкоколейной техники.

В 50-е годы освоено производство платформ, грузоподъемностью 8 тонн, вагонов-цистерн грузоподъемностью 10 тонн, пассажирского вагона на 26 мест, в это же время наряду с вагонами завод изготавливает путеперекладчик, автодрезины 4-х видов, электротепловозы.

ВЦ-10

ВЦ-20

АМ-1

 

 

 

 

 

В 60-е годы было создано производство новых вагонов, на смену вагонам УМВ с ручным открыванием и закрыванием крышек люков пришли вагоны типа ТСВ с механизированным их закрыванием. С 1962 года стали выпускать вагоны типа ТСВ-5, а с 1967 – типа ТСВ-6. В этот же период завод выпускает пассажирские автомотрисы АМ-1, пассажирские вагоны ПВ-40, цистерны ВЦ-20, крытые вагоны и вагоны платформы.

Вагон ТСВ

ПВ-40

ПВ-40

 

 

 

 

 

 

В 1970 году освоено производство полусцепов для перевозки леса, а с 1971 серийное производство думпкаров (типа 47-641), устаревшие платформы грузоподъемностью 10 тонн, заменены 14 тонными. В 1973 году начат выпуск серии вагонов для ветки Баржоми-Бакуриани. С 1977 года вагоны полусцепы с одинарными кониками были заменены рамными кониками и раздвижной телескопической вставкой между ними.

В 1982 году начато производство вагона для перевозки торфа с глухим дном, полувагоны для сыпучих грузов (42-039) по заказу Сахалинуголь. С 1984 года начат выпуск платформ грузоподъемностью 23 тонны, а с 1986 года выпуск вагона-дозатора (42-074), освоены в выпуске вагоны мод. 42-074, и 7ВС-60 (31-656). В 1987 году изготовлен опытный образец думпкара 31-673, вагон для перевозки рабочих бригад мод. 43-0011, платформа специализированная для перевозки сортаментов колеи 750 мм мод. 41-0005 и вагона сцепа мод 41-0007. В 1988 освоен выпуск вагонов мод. 31-673, изготовлены два опытных образца думпкаров для Вьетнама, вагоны-сцепы мод. 41-0015, 0016 и 48-061 – опытный образец. В 1989 году сделан вагон сцеп с новой конструкцией хребтовой балки и новым центрирующим устройством, вагон для перевозки рабочих бригад, платформа грузоподъемностью 23,5 тонны с металлическим настилом пола.

43-082 опытный

43-074 Хоппер дозатор

 

 

 

 

 

 

В 1990-91 годах сделана партия вагонов-самосвалов для колеи 1000 мм по заказу СРВ (Вьетнам), грузоподъемностью 23 тонны. В 1991 году изготовлен опытный образец вагона самосвала широкой колеи мод. 31-675 (676) большей грузоподъемности и меньшей тарой, внедрена платформа колеи 750 мм мод. 41-0018, для перевозки леса и различного технологического оборудования в условиях горной местности.

ВС1-столовая

В 1990 году было выпущено 1485 вагонов самосвалов ВС-66, вагонов столовых ВС-1 – 34 штуки, вагонов для перевозки рабочих бригад – 111 штук, платформ г.п. 23 т – 335, платформ г.п. 14 т – 240 шт, вагонов для торфа – 598, полувагонов колеи 900 мм – 40 шт. и 1170 сцепов.

В 1991 году было выпущено 1550 штук вагонов самосвалов для широкой колеи (включая 113 вагонов для СРВ), и 1165 вагонов узкой колеи, из них 370 – полувагонов для торфа, 331 вагон сцеп, 51 вагон для перевозки бригад, 289 платформ г.п. 23,5 т, 15 платформ г.п. 23 т, 85 платформ г.п. 13,5 т и 15 вагонов столовых.

В 1992 году начат выпуск прицепных вагонов для пригородных электричек (1 штука), вагонов самосвалов (ВС-66) для широкой колеи – 933, платформ г.п. 23.5 т – 92 штуки, платформ г.п. – 13,5 т – 115 штук и думпкаров УВС-22 – 246 штук.

На этом завод, можно сказать, и прекратил выпуск вагонов узкой колеи.

Продукция Демиховского машиностроительного завода

— есть тех.характеристика в справочнике «ВАГОНЫ ШИРОКОЙ И УЗКОЙ КОЛЕИ. НОМЕНКЛАТУРНЫЙ СПРАВОЧНИК» Москва, НИИИНФОРМАШ, 1978 г.

Выпуск вагонов ДМЗ с 1985 по 1992 года

Название вагона Тип ширина колеи 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992
Думпкар 6-ВС-60 1524 1021
Думпкар 7-ВС-60 31-656 1524 10 1060 1200 1311*
ВС-66 31-673 / 674 1524 1520 1485 1550** 933
Думпкар 47-641 750 316 300
Полувагон-хоппер дозатор 42-074 750 3 50 255 380 250
Платформа г.п. 22 т 43-092 750 401 462 425 346
Полувагон для торфа 750 1470 1350 1351 971 814 598 370
Платформа г.п. 14 т 750 1074 994 772 495 221 840 85 115
Вагон-сцеп 750 1383 1367 1379 1321 1271 1170 331
Пассажирский ПВ-40 48-051 750 204 194 180 168 137
Вагон-столовая ВС-1 48-053 750 933 100 89 67 46 34 17
Полувагон для сыпучих грузов 750 185 130
Вагон для перевозки рабочих 43-0011 750 111 58
Платформа г.п. 23 т 43-092 750 335 15
Полувагон 42-030 ? 900 40
Платформа г.п. 23,5т 750 289 92
Думпкар для СРВ 30-0003 1000 **
Думпкар УВС-22 30-0006 750 ? 246

* — включая вагоны типа ВС-66
** — включая вагоны для СРВ