Моделизм в HOe

© Иржи Индра, 17 Окт 2006

моделизм в HOe

Среди увлеченных железнодорожным моделизмом людей наверняка найдется очень много людей, мечтающих увидеть свои модели в движении. Однако это движение нельзя увидеть без постройки макета железной дороги. Думаю, что раскладывание колечка рельсов на столе или на полу этому не помогает, а лишь разбередит в очередной раз душу. Макет – дело непростое, особенно для тех, кто не имеет в этой области и минимального опыта. Организация движения на макете требует соответствующей длины путей, а те, в свою очередь, требуют площади, и немалой. Для маломальского макета в масштабе НО надо, как минимум, 3 — 4 квадратных метра площади — жилой площади. А где ее взять в наших-то условиях? Надеяться на то, что макет можно убирать под диван или вешать к потолку, я бы не советовал: во-первых, постройка макета – это не один год, а во-вторых, уберете его и будете радоваться в лучшем случае по праздникам, раз в году. Можно пойти по пути уменьшения масштаба макета до типоразмера ТТ или N, но сильно большого выигрыша в площади опять же не будет, а вот пропадет деталировка на макете и радующие глаз мелочи, это точно. Выигрыша в площади не будет еще и потому, что для наших идей всегда мало места.

Выходом из этой ситуации может быть создание макета узкоколейки. Длина путей меньше, путевое развитие минимально и можно сосредоточиться на ландшафте, окружающих железную дорогу зданиях и сооружениях. То есть приблизить свой макет к действительности и не искать постоянных компромиссов: еще один путь или платформа, вокзал вдавливать в гору или нет и т.п.  В конечном итоге выбирать вам, рельсовый полигон или рельсы среди ландшафта.

MAKET1

Первый маленький узкоколейный макет

В последнее время все больше людей обращаются к теме узкоколейки, но их порыв останавливает незнание темы и практически полное отсутствие информации по постройке подобных моделей и макетов. Я постараюсь восполнить этот пробел, тем более что занимаюсь этим порядка 20 лет.

Всё началось некогда с легкой руки моего друга Леонида Москалева,  наверное, известного вам как автора книг о локомотивах узкоколейных железных дорог. Поскольку оба мы, да и не только мы, прошли школу лаборатории железнодорожного моделизма в Московском городском дворце пионеров и школьников у Карела Прохазки, автора книги о Моделях железных дорог, то многое становится яснее. Уже в бытность студенческую и после нее Леонид создает в лаборатории первый маленький макетик, который должен быть жив и поныне в музее вагонного депо, что на Ленинградском вокзале. Далее узкоколейное творчество было навеяно поездками на Рязань-Тумскую дорогу: им была  сделана диорама по мотивам станции Пустынь.

MAKET3

Диорама «Пустынь»

Здания на ней были выполнены из цветного целлулоида, что было вызвано восхищением подобным стилем, в котором работает и поныне Николай Николаевич Гундаров.  Куда подевалась диорама, не помню,  скорее всего, была продана. Такие вот были начальные шаги. Путевой материал использовался от старого PIKO, масштаба N, т.е. жестяные U-профиля рельсы, которые не выдерживали никакой критики как внешним параметрам, так и по эксплутационным. Таково было то время, середина 80-х.

Но было бы несовсем правильно не упомянуть о первой большой узкоколейке, что была создана во Дворце еще в середине 70-х. Я тогда был «пионером» и помню это грандиозное сооружение, которое впечатлило бы всех и сегодня.

MGD4

Большой макет, 1970-е

Приблизительно в 1971 или 72 году в лаборатории был заложен огромный макет железной дороги в масштабе НО. Длина макета была 17 метров при ширине 3 метра. Макет складывался из двух параллельных линий подмакетников размером 17 х 1,5 с проходом между ними. По торцам линии соединялись  двухпутными перегонами. На макет были уложены профильные рельсы собственного производства лаборатории. Очень отрицательно сказалось отсутствие стрелочных переводов, которых на макете были единицы, но ни сделать их, ни купить было невозможно.  Поэтому рельсы на станциях лежали практически без переводов. На макете была сделана очень большая узкоколейка (ее видно на фото), которая была полностью функциональной, т.е. имела самостоятельный пульт управления.

MGD1

Узкоколейка на большом макете

Путь был уложен рельсовым материалом TT-Zeuke (12 мм), по сегодняшнему понятию это НОm. Учитывая невиданное на то время сооружение, в голову никому не приходило странное количество шпал на метре пути. Подвижного состава специального не было, за исключением паровоза и пары вагонов из коллекции Карела Прохазки. Это были первые по выпуску в восточном блоке модели узкоколеек, паровоз и 4 разновидности вагонов (на фотографиях слева и внизу модели уже после переделки на колею 9 мм). В то время (середина 60-х) не было специальных путей для узкоколейки 9 мм ширины, поэтому фирма HERR выпустила эти модели на ширину колеи 12 мм  со сцепками от моделей масштаба ТТ. Но реально на выставке использовать этот подвижной состав, ввиду его исключительности, было невозможно, поэтому использовали стандартный подвижной состав в масштабе ТТ – что видно на фото деревянного моста внизу. Узкоколейка представляла собой большую станцию, длинный перегон и оборотную петлю на конце.

Прошу простить за плохое качество старых фото, так как они были сделаны мной на весенней выставке творчества во Дворце в 1974 году фотоаппаратом с форматом кадра 18х24 мм.

HERR01

Первый паровоз

Сильно подстегнуло создание макетов и диорам участие с 1988 года в международных выставках-конкурсах моделей. Впервые делегации из СССР удалось попасть аж на 35 конкурс в Варшаве, и то благодаря очень сильной настойчивости приглашающего клуба из Варшавы. Стимуляция была в том, что стало возможным изучить иной опыт,  и каждый год надо было выдать «на гора» новую модель.  Не говорю уже о духе состязательности. Продолжилось это, увы, недолго до 1996 года. В 1991 году конкурс прошел в Москве. В Чехии, например, конкурс внутри страны проходит и поныне, хотя сказать, насколько это стимулирует людей к постройке моделей, сказать трудно: слишком изменилось время и проблемы. Если раньше была проблема как и из чего построить, то теперь – где найти время.

На тот же 1991 год приходится цикл статей в журнале «Электрическая и тепловозная тяга» посвященный узкоколейке на макете. Автором статей был я, поэтому попробую восстановить их, но уже с учетом современных возможностей.

Одним из фактов, интересных для читателей, может быть факт выпуска моделей зданий из бумаги издательством «Железнодорожное Дело», начиная с 1996 года, по моим разработкам. Это модели вокзала (выпуск №1), пакгауза (выпуск №2),  водонапорной башни со стрелочной будкой (выпуск №3) и депо (выпуск №4). Все здания сделаны по моим чертежам и обмерам существующих сооружений узкоколеек, а также с использованием альбомных чертежей.

Таковы вот начала. Теперь новое время, новые люди, новые возможности.

Все иллюстрации к этой статье Вы можете найти в Галерее.