Egger-Bahn

© Иржи Индра, 18 Окт 2006

Egger-Bahn

Два брата Egger основали знаменитую фирму Egger-Bahn в 1963 в Мюнхене. Они были среди первой волны производителей моделей, таких как Arnold, Trix, Fleischmann. И были самыми первыми, кто начал выпуск моделей узкоколеек.

На Нюрнбергской Игрушечной Ярмарке в 1963 EGGER-BAHN впервые представила диораму, по которой ездили узкоколейные модели, сразу очаровавшие публику.

EGGER00

Первые модели Egger-Bahn

Этими первыми моделями был маленький зеленый мотовоз (#101) – совсем маленький, длиной всего 45 мм, он имел лишь одну движущую колесную пару и мотор фирмы NANOPERM – и две вагонетки: коечная и плоская вагонетка, копии которых теперь можно найти в продукции ROCO.  Поскольку на то время еще не существовало такого понятия, как масштаб HOe, то модели рекламировались как модели в масштабе НО для колеи 9 мм (НО-9мм). Позднее было принято фирмой и обозначение НОn2 ½, где n – narrow gauge (узкая колея), колея 2 ½ — фута или 762 мм .

EGGER10

Рельсовый материал

Для этого подвижного состава были сделаны и пути: прямые длиной 154 мм и 77 мм и радиусные 146 мм и 73 мм, также путь с контактными проводами длиной 154 мм . И были эти первые пути уже сразу сделаны на профильных рельсах!! Таково вот было начало.

Успех на ярмарке потребовал от руководства фирмы новых финансов, которые пришли вместе с владельцем кинопрокатной компании «CONSTANTIN FILM», который стал одним из акционеров.

EGGER07

Новые вагонетки

Настоящий выпуск начался в 1964 году, когда появился первый двухосный танк-паровозик (#102), который уже имел обе колесные пары ведущие и мотор фирмы MINITRIX. Вагонный парк был расширен вагонеткой-ящиком и плоской вагонеткой с двумя торцевыми стенками, которые опять же перекочевали к ROCO (на рисунке справа). Поскольку модели имели моторы, работающие на 8 вольтах постоянного тока, то были выпущены и блоки питания. Один был обычным, в нашем понимании на 8 вольт при токе 0,2 ампера, а вот второй представлял собой двойной блок питания, т.е. блок с двумя выводами и двумя самостоятельными регуляторами. Для питания приспособлений, таких как стрелки, был сделан блок питания переменного тока на 14 вольт 0.5 а, в который были сразу вмонтированы кнопочные включатели, фактически это был блок питания, совмещенный с клавиатурой управления. Блок имел девять кнопок, посредством которых можно было переключать 4 стрелки и один расцепитель.

EGGER04

Паровой трамвай

В 1965 году произошел просто взрыв в расширении программы выпуска. Был выпущен маленький двухосный электровоз типа Siemens Schukert (#103), вторым был мотовоз типа Krauss-Maffei с грузовой площадкой (#104), третьим — ещё один паровоз голубого цвета (прототипом для него послужил паровоз St Lorentz-Mondsee 1890), пожалуй, самый симпатичный из всех моделей (#105). Его можно видеть в коллекциях моделистов в качестве груза на платформах и транспортерах. Хитом стал в этом году паровой трамвайчик (#106), прототипом которого был Henschel “Vurige Elias”. В комплект к этому паровому трамваю были сделаны пассажирские 4-вагоны (#2003) длиной 112 мм. Все движущиеся модели имели одну ходовую часть. Общая длина локомотивов была в пределах 45-51 мм.

EGGER23

Двухосный багажный вагон

Первым пассажирским вагоном стал двухосный вагон с отрытыми площадками и 4 окнами в боковой стене. Вагон, как, впрочем, и все остальные двухосные вагоны (не вагонетки), имел одноосные тележки, на которых была сделана и сцепка. Вагоны были в двух цветах – зеленые и коричневые (#20011 и 12). Так же был сделан двухосный багажный вагон (#20021 и 22). Грузовой парк был пополнен двухосными крытым вагоном и платформой с бортами. Парк вагонеток пополнился плоской вагонеткой с бидонами для молока, вагонеткой-ящиком с грузом угля, коечной вагонеткой с имитацией груза в ней и вагонеткой с коником, на базе этих двух вагонеток были вагоны для перевозки шпальных решеток и леса в хлыстах.

EGGER08

Вагонетки

Оригинальным было решение по использованию вагонеток в качестве тележек для 4-осных платформ. Эти платформы длиной 78 мм были в трех вариантах. Платформа со стойками и ручным тормозом и она же в двух вариантах с грузом: бетономешалкой и легковым автомобилем в стиле Old Timer. Также были сделаны короткие 4-осные вагончики (длиной 52 мм) – с использованием вагонеток, в качестве тележек. Это были вагон решетка, вагон решетка с двумя лошадьми, вагон с продольной скамейкой с пассажирами и без, и вагон с краном (см.). Глядя на каталог фирмы 1965-66 годов, поражаешься выдумке людей по части расширения ассортимента изделий.

EGGER16

Поворотный круг

Серьезным шагом в комплектации путевого материала стало появление стрелок  и расцепителя с ручным и электрическим приводом, 90 градусного перекрестка и поворотного круга с электроприводом диаметром 111 мм (на рисунке справа). Круг этот – огромная редкость, и увидеть его можно скорее только на фотографиях или аукционах. Но он был.

Рельсовую программу венчал набор рельсов и стрелок, в котором было 4 прямых длиной 154 мм, 4 прямых длиной 77 мм, 2 прямых длиной 27 мм, 7 радиусных рельс длиной 73 мм (радиус этих кривых, увы, в каталогах не указан), 1 тупик на рельсе длиной 77 мм, 2 ручных левых стрелки, одна правая ручная стрелка. Для начала этого просто за глаза. Где теперь подобные наборы для начинающих в программах фирм?

EGGER17

Паровозный сарай

Прекрасным дополнением в программе был паровозный сарай длиной 77 мм – в прямом смысле сарай, без ворот, а также будочка, которая прикрывала механизм расцепителя. Увы, многие модели из этой программы просуществовали лишь до 1966 года.

Основатели фирмы были прекрасными инженерами, но не торговцами, поэтому, начиная с 1966 года, фирма переживает большие финансовые потери. Для улучшения ходовых качеств движущихся моделей (они почти ничего не весили – от 23  до 40  граммов) в них был установлен постоянный магнит, который при стальных рельсах повышал адгезию почти в 300 раз – верится с трудом, но в рекламе было указанно именно так. Для этого пришлось перейти на выпуск рельсов из стали, а вместе с тем улучшили и шпальную решетку, в которой шаг шпал сделали нерегулярным, что ближе к истине. Парк локомотивов пополнился электровозом голубого цвета, но уже с освещением, которое было постоянным, независимо от напряжения!

Компания «CONSTANTIN FILM» прославилась показом фильмов в стиле «Вестерн», поэтому и появляются программе фирмы весьма странные модели в этом стиле.

Одновременно предпринимаются попытки по освоению рынков Америки и Японии.

Был выпущен 2 осный паровоз «Winnetou» (на базе паровоза St Lorentz-Mondsee) с двухосным тендером. На паровозе были дополнительно установлены путеочиститель (скотосбрасыватель), американский фонарь, большая труба (под дровяное отопление) и колокол на крыше будки. Паровоз был очаровательного зеленого цвета, как яблоко.

Абсолютной новинкой был 4-осный паровозовагон (прототипом послужил паровозо-вагон типа Rhur-Lippe, в немного укороченной версии по отношению к прототипу), длина модели составляла 110 мм. Модель достаточно распространенная, моделисты часто улучшали отдельные ее элементы.

EGGER21

Двухосные пассажирские вагоны

Появились и новые окраски мотовозов:  зеленая и серебристая.

Пассажирский вагонный парк пополнился пассажирскими 2-осными вагонами с кузовами каретного типа, т.е. с дверями в боковых стенках, синего и зеленого цветов. В комплект к ним были сделаны 2-осные багажно-пассажирские вагоны.

Для комплектации состава в стиле » Western » был сделан 2-осный желтый пассажирский вагон. Грузовой парк пополнился 2-осным вагоном-ледником  «Кaiser-Friedrich — Quelle» с тормозной будкой в стиле «скворечник» (очень красивый вагон), тремя 2-осными цистернами: черной -» Asphalt «, серебристой — » Petrol » и серой — » Oil «, вагоном с краном на базе 2-осной платформы с бортами, в вагоне кроме крана был крановщик, сидящий на ящике (мелочь, а приятно) и 2-осным вагоном-хоппером для балласта, который уж очень напоминает вагон в масштабе ТТ.

Новыми были 2-осные грузовые крытые вагоны (серый и коричневый), и платформы с бортами тех же цветов и белая цистерна для молока. Вагоны имели очень короткую базу. У всех вагонов проволочные петли сцепок заменяются штампованной петлей, и расширяется тарелка буфера, чтобы не происходило забуферение вагонов в кривых.

EGGER13

Новые наборы

На первых пассажирских вагонах меняют тип ограждения на площадках. Ограждение становится полным — в виде ограды, тогда как у вагонов первых выпусков оно было лишь с одной стороны в виде поручня.

Появляются усовершенствованные блоки питания другого дизайна. Блок питания батарейный, трансформатор на 9 вольт постоянного тока и 14 перемененного, клавиатуры для управления стрелками и путями, трансформатор с постоянным напряжением 9 вольт, совмещенный с клавиатурой. Все корпуса трансформаторов могли соединяться между собой.

Появились 4 набора, в том виде, как мы привыкли их помнить и видеть: рельсовый овал, локомотив и вагоны или вагонетки.

1.мотовоз и 5 вагонеток, батарейный блок питания;

2. мотовоз с грузовой площадкой, вагонетка и два вагона для перевозки леса и платформа с тормозной площадкой (см. рисунок выше);

EGGER14

Паровой трамвай с вагонами

3. паровоз, два пассажирских вагона и багажный из первых выпусков;

4. паровой трамвай и два к нему (на рисунке справа).

Также были выпущены два набора без рельсов:

5. паровоз » Winnetou » и два стильных вагона к нему;

6. мотовоз и три короткобазных грузовых вагона (крытый, платформа и цистерна).

Завершали программу 1966 года металлическая щетка для очистки колес локомотивов под напряжением и набор грузов для вагонов.

EGGER22

Паровоз 0-3-1

1967 год — лебединая песня фирмы. Несмотря на запуск новых и лучших моделей фирма не выживает и некоторые новые модели, которые она готовит к производству, продает другим фирмам. Фирме Lilliput продается паровоз 0-3-1 – тот, что и сейчас выпускает фирма (был обновлен несколько лет назад полностью) – и пассажирский 2-осный вагон Zillertalbahn, с покупки оснастки для этих моделей и начинает Lilliput свою узкоколейную программу. Паровоз 1-3-1 Baldwin с 4-осным тендером, выпущенный в апреле 1967, продается фирме  Tempo (Minitrains), сегодня это Mechano,  также она получает вагоны американского стиля, включая caboose.

TEMPO02

1-3-1 Baldwin

В 1968 году Jouef покупает всю программу, и разворачивает производство по новой. При этом усовершенствуются ходовые механизмы локомотивов, появляются новые моторы. В каталоге фирмы узкоколейка фигурирует в 1968-69 и 1971-72 годах. С 1973 этих моделей больше нет в каталоге. Исключение составил лишь паровой трамвай с его пассажирскими вагонами, которые выкупает Lima и выпускает еще два года.

В 1983 году Jouef оживляет старые пресс-формы во Франции и организует новую дистрибуцию в Германии.

С 1984 года Jouef и Revell (до этого обе фирмы в 1979 году объединились в концерн CEJI) возобновляют выпуск моделей, продлившийся до 1994 года. При этом на моделях появляются моторы фирмы Mabushi, в результате чего локомотивы начинают ездить, как скоростные поезда. Модели шли в продажу в виде наборов с рельсами, а также отдельно локомотивов и вагонов.

Завершить эту историю можно так: в 1999 фирма Sachsenmodelle собиралась купить торговую марку Egger-Bahn, в расчете получить детали от Jouef, с тем, чтобы ставить макеты локомотивов в качестве грузов на вагоны.

И это, наверное, была бы уже последняя точка, если бы не ….

В 2003 году торговую марку EGGER-BAHN ® приобретает у одного из ее бывших владельцев Теодора Еггера (Teodor Egger)  Roald Hofmann из Швейцарии (www.egger-bahn.ch). В 2006 году на Нюрнбергской ярмарке на стенде фирмы BEMO можно было видеть новые движущие механизмы Egger-Bahn для старых моделей, в них использованы моторы фирмы MAXON на напряжение 12 вольт мощностью 0,75 ватта. Эти моторы позволяют моделям двигаться с модельной скоростью от 2 до 40 км в час, но цена этого механизма превышает 400 евро. Это без комментария.

В качестве эпилога хочется сказать, что в начале 60-х появление столь воздушных моделей, на фоне тяжеловесных монстров типа Marklin, было явлением весьма экзотическим. По всей видимости, этой первой ласточке не суждено было пробиться на рынок тогдашних моделей именно из-за ее чрезмерной изящности, слишком бурного роста производства, что отразилось на возврате вложенного капитала, и ненадежными ходовыми качествами моделей. Среди любителей модельных железных дорог есть огромное количество тех, кто болен только EGGER, о чем свидетельствуют сотни веб-страниц в интернете во многих странах.

Купить модели еще можно, попадаются они как «секонд-хенд» в магазинах, а также без проблем на аукционе eBay.

 

Все иллюстрации к этой статье Вы можете найти в Галерее.