О выборе путевого материала для макета

© Иржи Индра, 11 Ноя 2006

Итак, у вас выбрана тема для макета и есть принципиальное решение о путевой схеме макета. Теперь надо приступить к детальной проработке развития путей на макете. Сразу хочу сказать, что ваши благие намерения, скорее всего, удастся осуществить процентов на 40-50. Связано это с тем, что даже узкоколейка занимает не так уж мало места.

Для примера возьмем простой разъезд из двух путей. Если мы строим узкоколейку общего пользования (не заводскую),  длина разъезда будет складываться из длины двух стрелочных переводов, мертвого пространства (от стрелки к предельному столбику), и собственно полезной длины путей. Длина путей на станции или на  разъезде должна быть хотя бы на 100-150 мм больше, чем максимальная длина используемого подвижного состава, для возможности его остановки.

Для примера, длина состава из тепловоза ТУ-2 и 5 грузовых вагонов алтайского типа  составит 1х123 мм + 5х123 мм = 738 мм, плюс резерв на остановку. Получаем полезную длину пути не менее 850 мм (для модульных макетов, строящихся по нормам FREMO, не менее 1 метра). Далее прибавляем мертвое пространство (это пространство где подвижной состав входит в габарит друг друга на стрелке и за ней). Это порядка 2х50мм и плюс сами  стрелки 2х125 мм. Итого полная длина разъезда по стрелкам получается порядка 1200 мм. Теперь если вы решите разъезд увеличить на один путь, то придется прибавить минимально две длины стрелочных переводов, а это еще 250 мм, Итого получается 1450 мм. Хороша скажете узкоколейка, но ничего уж не поделаешь, такова реальность. В НО для разъезда нам бы понадобилось скромных  2,5 — 3 метра.  Надеюсь, что всё это вас не испугало, это лишь вводная информация для представления пространства, необходимого для макета. Длину, конечно же, можно сократить, приняв состав из локомотива, и, скажем, трех грузовых вагонов. Таким образом на тех же 1200 мм можно уже разместить станцию с 3 путями.  Но тем и хороша узкоколейка, что не надо делать бешенного путевого развития: как правило, 3-х путной станции хватает за глаза.

Если обратится к действительности, то длина путей на разъезде по станкам стрелок на Рязано-Владимирской узкоколейке (на момент ее строительства) была 111,0 саженей или 236,4 м , что в масштабе составляет 2,7 метра. Так что мы всего лишь вдвое сократили длину путей против ее реальности, это отличный результат, для широкой колеи сокращение стало бы минимум 10-кратным . Может показаться, что длина путей на станциях была при их постройке мала. Однако надо понимать, что расчет велся ранее на 15-18 грузовых вагонов в поезде, что при тогдашней длине грузовых вагонов составляло порядка 140 метров.

Если вы сами не собираетесь делать путевой материал для макета, то вам надо что-то купить. Выбор не такой уж большой, но все же.

RocoFL

Гибкие пути Roco

На сегодняшний день железнодорожные пути в масштабе НОе выпускают фирмы: PECO, ROCO, Technomodell, Tillig. Ранее выпускали фирмы Lilliput и Egger. Необходимо сразу разъяснить то, что привычные для нас пути в виде секций выпускает лишь фирма ROCO, да и то этот ассортимент минимален. Основу путевого материала у всех фирм составляют гибкие участки пути (флекс) длиной от 680 до 1000 мм и стрелочные переводы. Т.е. укладка путей на узкоколейном макете потребует от вас навыка и терпеливости.

3Rail

Конечная станция с перегрузом на широкую колею

В ряду этих фирм особо надо выделить фирму Tillig, которая выпускает много специфического материала, в основном предназначенного для создания трёхрельсовых путей, т.е. путей для совмещенного движения подвижного состава широкой и узкой колеи. Это всевозможные стрелочные переводы и наезды для трехрельсового пути. Встречаются такие пути достаточно редко, но для решения путевой схемы на заводе, прилегающим к нему путям или при устройстве конечной узкоколейной станции, которая имеет перегруз на широкую колею, они очень могут пригодиться.

Прежде всего, надо отметить, что пути от каждой фирмы отличаются, как профилем самого рельса, так и его высотой, не говоря уже о форме и длине шпал. Для узкоколеек выпускается профиль по высоте от 2 до 2,5 мм. Последний размер слишком уж великоват для узкоколейки. Для примера, самый распространенный тип рельса на узкоколейках — это тип Р18, высота которого всего 90 мм, что в масштабе – 1 мм, а ширина головки рельса 40 мм – 0,46 мм.

Среди любителей узкоколеек очень много педантичных людей, которых не устраивает и рельсовый профиль высотой в 2 мм, поэтому используют профиль от масштабов N и Z, с высотой порядка 1,5 мм (Micro Engineering CODE 55 или Peco CODE 60). Поэтому основную массу времени эти моделисты тратят на устройство самого пути. Обычно шпалы режут из бальзы, а профиль клеят к ним моментальным клеем. Стрелочные переводы при этом в состоянии сделать лишь единицы, хотя можно и купить наборы-конструкторы, которые, увы, не найти почти ни в одном магазине, они изготавливается очень малым тиражами и чаще под заказ.

Ниже привожу производителей и ими выпускаемый материал. Геометрические данные можно найти на страницах каталогов, которые в отсканированном виде приводятся на этой странице.

 

TechnomodellRail

Путевой материал Technomodell

TechnomodellPK

Перекресток узкой и широкой колеи

В ассортименте Technomodell есть 2 типа профиля рельса, высотой 2,5 мм (Code 100) — светлый и 2,15 мм (Code 85) — темный.  Соответственно каждому профилю выпускается и путевой материал в виде гибких плетей длиной 1 метр. Гибкий путь есть как узкой, так и трехрельсовой. Путевой материал укомплектован правой и левой стрелками (геометрических данных по стрелкам нет, даже в каталоге, а веб-сайт просто отсылает вас к покупке того же каталога). Для профиля 2.5 мм выпускаются правый и левый въезд в трехрельсовый путь, а также перекресток узкой и широкой колеи (никто иной его не делает), 15 градусов, длиной 200 мм. Перекрестки (левый и правый) выпускается в виде трех пластиковых деталей для самостоятельной сборки без профиля (необходим профиль высотой 2,5 мм). С 2005 года фирма стала выпускать подвижной состав и путевой материал для колеи 600 мм или HOf (с шириной колеи 6,5 мм).

 

TilligRail2

Продукция Tillig в HOe

Tillig3

Трехниточный путь Tillig

TilligV3

Въезд в трехниточный путь

Tillig выпускает путевой материал с высотой профиля 2,07 мм (Code 83). Основу составляет гибкий путь длиной 680 мм, как узкий, так и трехрельсовый.

Выпускается разнообразный материал для создания трехрельсового пути, это не буду комментировать, все понятно и из страницы каталога.

Также фирма выпускает правую и левую стрелки.

 

PecoRail

Каталог Peco HOe

PecoFL

Гибкий путь PECO

PecoSY

Симметричная стрелка

PECO производит путевой материал с высотой профиля 2,03 мм (Code 80). Основу составляет гибкий путь длиной 914 мм.  Стрелки выпускаются как обычные правая и левая, так симметричная (удобна при устройстве поворотного треугольника).

Так же фирма выпускает несколько приятных дополнений к путям, таких, как путевой упор, имитация стрелочного перевода, поворотный круг для вагонеток и ручной расцепитель (только пластиковые детали и проволока).

 

RocoRail

Каталог Roco в HOe

RocoRelsy

Элементы узкоколейного пути

ROCO выпускает путевой материал с высотой профиля 2,03 мм (Code 80). Основу составляет гибкий путь, длиной 730 мм, который имеется в двух вариантах: стандартном (прямые шпалы) и полевом (неровные шпалы), а  также отдельных участков путей, посредством которых можно выложить стандартный круг путей (для игры на столе), а также построить станционные пути за счет отрезков, уравнивающих стрелку, что весьма полезно для людей неопытных в укладке путей.

Как видно из вышеизложенного текста, выбор хоть и небольшой, но все же есть. Из личной практики могу отметить путевой материал фирмы PECO как наилучший путь, подходящий для укладки на макетах. Он как визуально, так и технически исполнен на очень высоком уровне. Основное преимущество заложено в стрелочных переводах, которые имеют непрерывные остряки (в отличие стрелок фирмы ROCO) и цельнометаллическую крестовину, что при наличии прижимающей пружины обеспечивает практически безукоризненное прохождение состава по стрелкам. Остряки не прогибаются под составом, и есть непрерывный электрический контакт по всей длине стрелки.  Неудобство состоит лишь в отсутствии отдельных участков путей и перекрестка с широкой колей. Надо отметить, что моделирование узкоколейки выходит за рамки некоего стандарта, который применим для макетов со стандартной колеей. Скажем это для более продвинутых и рукастых моделистов, минимум есть, остальное сделаете сами. Сам путевой материал имеет правильную ширину шпал, смущает лишь лохматость их концов, которые после балластировки пути не так уж и видно. Желающие могут вооружиться ножом и подрезать концы шпал хотя бы на стрелках.

TilligMotor

Привод стрелки Tillig

PecoMotor

Привод для стрелок Peco

Отдельно хотелось бы остановиться на приводах для стрелочных переводов. Опять же из опыта, наиболее подходят моторные переводные механизмы от фирмы Tillig. Они имеют достаточную плавность хода и имеют возможность снижения скорости перевода стрелки путем снижения питающего напряжения мотора, а также подвижные контакты, посредством которых можно запитать отдельно остряки с крестовиной стрелки. Последнее необходимо для того, чтобы обеспечить питание на остряках и крестовине стрелки, так как отбор электрического тока, отбираемого с рельсов лишь за счет прилегания остряка к рельсу, не всегда бывает возможен.  Например, в случае попадания даже маленькой песчинки между этими элементами контакт пропадает. Механизм этот требует предварительной настройки и немного терпения при этом, но зато потом работает как часы. Переводные механизмы фирмы ROCO не имеют дополнительных переключающих контактов и весьма капризны, а механизмы фирмы PECO слишком уж архаичны, хотя в надежности им не откажешь.

В завершение хочется отметить, что большая часть путевого материала (Tillig, ROCO) пригодна в основном для моделирования современных узкоколеек, т.е. эпоха V (Европа). Наши же узкоколейки всегда имели легкие рельсы и слабое верхнее строение пути.

 

Все иллюстрации к этой статье Вы можете найти в Галерее.