Как должна выглядеть станция

© Иржи Индра, 03 Апр 2010

В этой статье мы коснемся устройства станций в том виде, в каком они были в 19 и начале 20 века. Надо сказать, что структура особенно небольших станций с тех пор сильно не изменилась, изменился, да и просто исчез их внешний вид.

Поэтому описывать бетонные мавзолеи я не имею в умысле. И, потом, попробуйте себе представить эту «красоту» на макете. Если посмотрите в каталоги моделей зарубежных фирм, выпускающих здания и сооружения, то и там увидите, что на 95 процентов это здания и сооружения начала 20 века. У них это еще и потому, что смогли сохранить свою историю и свои корни.

Берясь за проект своего макета, сначала вы продумываете его общую концепцию, то есть решаете: будет ли это макет с кольцевой схемой, схемой с концевыми станциями или некой комбинацией обоих предыдущих.

В любом случае, вы должны иметь представление о том, как может и должна выглядеть небольшая станция или разъезд. Неискушенный может задать вопрос: «А в чем разница»? Если удалиться от тарифных проблем, то разъезд — это пункт на железнодорожном пути, на котором происходит обгон и скрещение (при однопутном участке) поездов. А станция есть пункт, на котором, помимо вышеуказанного, могут производиться операции по приемке и выдачи грузов, формированию составов. Это, конечно, упрощенно, но для создания макета этого достаточно.

Естественно, каждый из пунктов обладает своей путевой схемой, которая соответствует выполняемым функциям, а также имеет гражданские и инженерные сооружения для обслуживания пассажиров, грузов и составов.

Итак, станция:

[g blog]5343[/g]

Как пассажир вы, разумеется, сталкивались с таким сооружением как вокзал (1) (пассажирское здание). Обычно в здании вокзала располагается зал ожидания (до революции существовали разные классы соответственно купленным билетам для проезда в вагонах 3, 2 или первого классов), билетные кассы, буфет, туалетные комнаты, помещение для телефона и телеграфа, а также могли находиться квартиры сторожа, телеграфиста и начальника станции.

Для удобства посадки в вагоны строились пассажирские платформы (2), большей частью низкие, которые могли быть земляными, мощенными или деревянными.

На больших станциях, помимо платформ, у вокзала могли сооружаться островные платформы между путями, и для этой цели междупутевое расстояние делали увеличенным. Ширина платформы составляла около 2,5 – 3 метров, длина определялась в зависимости от предполагаемой длины поездов. При платформе был пакгауз для хранения грузов большой скорости (3) (багажа, следующего затем в багажном вагоне).

Обязательной принадлежностью платформ были туалеты (4) (отхожие места), и, надо заметить, что по архитектуре и конструкции это были весьма достойные сооружения. Иногда в этом сооружении устраивали дополнительное помещение – ламповую, где хранились лампы для освещения помещений и платформ. Но ни в коем случае не керосин, для его хранения на станциях устраивали специальные отдельно стоящие погреба (27).

Так же принадлежностью станции был и сарай для хранения пожарных инструментов (26), в котором были багры, лопаты, ведра, ручная помпа и т.п.

Если станция была большой, то обязательно строились жилые дома (23) для служащих, при этих домах существовали служебные постройки (24), такие как сараи, коровники и туалеты, все было огорожено штакетником или забором, разбиты были палисадники.

Для водоснабжения на станциях устраивали Водонапорные башни (5) (водоемные здания). Эти, прекраснейшие по архитектуре доминанты станций украшают их и поныне. Подъем воды в бак башни осуществлялся в зависимости от ее объема ручными или паровыми насосами, а также пульзометрами (это своеобразный насос, работавший паром, подаваемым паровозом) из колодцев или естественных водоемов. Для паровых насосов устраивали специальную пристройку к башне или отдельно стоящее здание (6) (водоподъемное здание). Распределение воды осуществлялось при помощи гидроколонок (11) (водоразборных кранов) для питания водой паровозов (заправка воды в тендер или танки самого паровоза) и водоразборных колонок (30) у жилых и служебных зданий. Но это не означает, что не было водопровода, на многих станциях существовали и ватерклозеты. Все зависело от величины станции и местных климатических условий. Для целей индивидуального водоснабжения сооружались и колодцы (25).

При больших станциях существовали бани (29) и приемные покои (28) (больницы).

К службе пути относились здания казарм (8) или полуказарм для проживания артелей путейских рабочих во время работ, а также сторожевые дома (9) для сторожей у охраняемых переездов или значимых объектов, таких как тоннели, крупные мосты.

На рисунках представлены виды разъездов и станций:

[g rights]5337[/g]

Скачать (wmf)

[g rights]5334[/g]

Скачать (wmf)

[g rights]5331[/g]

Скачать (wmf)

[g rights]5327[/g]

Скачать (wmf)

[g rights]5340[/g]

Скачать (wmf)

В междупутьях устанавливались будки для стрелочников (10).

В 10-х годах 20 века происходила централизация управления стрелками и сигналами на станциях, и для этой цели строились специальные здания (7), расположенные чаще всего у входных горловин станций.

Неотъемлемой частью станций были и сооружения для приема, хранения и отправки грузов. Для этой цели сооружались открытые (20), крытые (21) товарные платформы и пакгаузы (22). При большом грузообороте строилась товарная контора (19), которая могла располагаться и в пристройке к пакгаузу.

На станциях строились и депо для ремонта и осмотра локомотивов. Депо могли быть прямоугольными (12) (одностойловые и многостойловые) или веерными (13). Для въезда в последние служил поворотный круг (16). Такая конструкция позволяла сократить площадь, занимаемую депо, а также оборачивать на кругу паровозы.

Оборот паровозов мог осуществляться и на поворотных треугольниках. Вид депо во многом мог зависеть и от стоимости земли, которая отчуждалась (выкупалась) в принудительном порядке по реальным рыночным ценам.

В зависимости от типа отопления паровозов устраивались угольные склады, нефтехранилища (15) с устройствами погрузки. Уголь загружался или углеподъемными журавлями, или кранами, или из специальных бункеров, в которые уголь также подавался кранами. Для раздачи отопительной нефти служили специальные здания — нефтекачки (17), которые представляли собой водонапорные башни в миниатюре. При отоплении паровозов дровами устраивался дровяной склад с сушилкой, а для погрузки служила эстакада или журавль.

Помимо воды и топлива локомотивы еще заправляли и песком, который подсыпался под ведущие колеса при трогании с места и торможении, особенно в сырую и морозную погоду. Для этой цели также существовал склад песка с пескосушилкой (18).

Все перечисленное — это, конечно, функциональный максимум. Реально состав зданий и сооружений определялся конкретными потребностями.

 

В нашем же случае надо руководствоваться реальным местом, которое мы имеем для нашей станции и той нагрузкой, которую она будет нести. Ни в коем случае не стремитесь все разместить сразу. Это невозможно просто в силу причин нелинейности масштабирования вашей станции по длине и ширине. Исходите еще из того, что вам нравиться и то, что вы имеете у себя в руках. Свободное место тоже несет свою нагрузку, оно делает обозримым ваши здания и сооружения, позволяет проработать детальнее некоторые места, которые потом и будут доминантами, на которые будут все обращать внимание — это то, чем ваш макет, ваша станция (даже при одинаковых с другими макетами зданиями) будет отличаться от других.

При размещении зданий очень важно располагать их с учетом точки зрения на них, а также их объема (высоты, ширины), композиция должна быть равновесна, большие здания (с главной точки зрения) не должны заслонять меньших. Это искусство. Поэтому имеет смысл при расстановке зданий сначала сделать их объемные бумажные прототипы и расстановкой этих «бумажек» уточнить окончательную конфигурацию и конкретные типы зданий, которые вы и примените.

Нет большой разницы в том, станция это узкоколейки или широкой колеи, основа всего функция станции, т.е. ее роль в движении поездов. Поэтому прежде чем бросаться укладывать пути на макете, обдумайте, какую роль будет играть ваша станция, разъезд.