Макет И.Индры «Половина квадратного метра для души»

© Иржи Индра, 22 Янв 2011

[g lefts]355[/g]

Идеи по созданию макета будоражат воображение любого, кто не равнодушен к моделям железной дороги. Идей всегда много. А в итоге: нет места, нет времени, нет материалов,…. Свою идею я вынашивал долго, хотелось сделать макет с возможностью организации движения, обязательно с речкой и мостиком через неё, вокзалом, фонарями и депо. Воплотить свои любимые мотивы.

И вот в один прекрасный день взгляд упал на шкаф, наверху которого уж точно можно будет хранить макет. И вот так образовались эти полквадратных метра (1100х550 мм). На такой площади не развернёшься даже с узкоколейкой в НОе. Но, тут же была положена на пол миллиметровка и составлена схема путей, сначала с применением путей PIKO “N”.

[g rights]7238[/g]Деревянный подмакетник из планок 80х20 мм был изготовлен на одном порыве за неделю. Высоту подмакетника сделал столь высокой из-за того, что необходимо было опустить уровень реки на 60 мм. По верху подрамника уложил лист фанеры, а на месте озера и речки фанеру уложил на дополнительные планки, чтобы создать перепад рельефа. Остальные части рельефа сделал из пенопласта. Дороги и водные поверхности изготовил из гипса с добавлением клея ПВА для придания ему пластичности. Затем их окрасил масляными красками, а «воду» дополнительно покрыл слоем нитролака.

Перед укладкой балластной призмы изготовил водопропускную трубу и мост. Их внешний вид взял в книге «Узкоколейные железные дороги» Ю.Энгельгарта. Далее начались мучения с рельсами. Пришлось для придания им «узкоколейного» вида пропилить шпалы через одну и удлинить наружную ширину оставшихся. Модернизировал стрелки, отрезал от них привода с целью переноса их в подмакетное пространство. Сделал стрелочные станки, посредством которых и переключались стрелки.

[g lefts]7246[/g]Уложил рельсы, пропаял все стыки. И тут постигло глубокое разочарование: ни вида, ни надежности при эксплуатации подвижного состава. Вот на этом работа и зависла до лучших времен. А времена настали только год через два года.

Но время не пропало даром. Встал вопрос о зданиях, которые установить на макет. Готовых. понятно в «Русском стиле» не найти. К тому времени уже был солидный опыт в поездках по узкоколейкам. От поездки к поездке стало заметно, что все ветшает и исчезает. Вот это все и толкнуло к тому, чтобы вооружиться рулеткой и фотоаппаратом и целенаправленно обмерять сохранившиеся здания и сооружения. По обмерам и фотографиям стали рождаться чертежи, и надо заметить, что это превратилось в самостоятельную часть моего хобби. Чертить стал даже по старым фотографиям.

[g rights]7236[/g]Основной в работе стала бывшая Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога.

Первоначально для макета изготовил вокзал с бывшей ст. Станки Серпухов-Трояновской УЖД (из соображений габарита вокзала). Его чертежи были опубликованы в журнале ЭТТ № 7/91. Далее последовали сторожевой дом со ст. Солодча, плотина, водонапорная башня «по мотивам РВУЖД» и депо «см.ЭТТ 4/92».

Но новых путей все ещё не было. А в 1992 г. захотелось принять участие в конкурсе железнодорожных моделей в Будапеште. Ничего готового к сроку не было, кроме моделей зданий, поэтому пришлось «пожертвовать» вокзалом и сторожевым домом для создания маленькой диорамы (400х200 мм). На нем воспроизвел остановочный пункт на узкоколейке. Получилась отличная модель на 1 приз. Так она и осталась существовать дальше, а на макет соответственно создавать новые здания. К тому времени подготовил новые чертежи, что подтолкнуло к небольшой смене идеологии на макете. Изготовил новые здания: сначала новый сторожевой дом, потом вокзал с бывшей ст. Рязань-Шумошь (в М 1:100), пакгауз со ст. Комиссаровка, сарай, туалет. Последним детищем стала часовенка. Прототипа так не удалось найти в литературе, поэтому создал чертеж самостоятельно с учетом традиционных пропорций этих сооружений.

[g lefts]7244[/g]Подкупил и рельсы со стрелками (фирм ROCO и PECO), и дело пошло. Переложил пути, сохранил только стрелочные станки с механизмами.

Управление макетом сделал самое простое: с секционированными участками от одного источника питания. Секции на двух путях разъезда, в депо, в тупике у пакгауза и на остановочном пункте у часовни. За счет такого числа секций, возможно, управлять на макете тремя единицами подвижного состава. Для воссоздания обстановки начала века сделал уличные фонари и действующий семафор, который установлен посередине разъезда. Также провел освещение в вокзал, в сторожевой дом и депо, что потребовало выполнить интерьеры в этих зданиях.

[g rights]7242[/g]Сначала не было даже подвижного состава, поэтому сделал себе две автомотрисы и автодрезину. Одну – подобие АМ-1 на базе автомотрисы BR 185 (PIKO N) и корпуса автомотрисы BR 135 (PIKO HO), другую по чертежам чешской автомотрисы М11, которая когда-то эксплуатировалась на дорогах Закарпатья. Автомотриса полностью сделана с «О» вплоть до колес. Привод от двигателя ТТ, рама из органического стекла и полистирола, кузов картон. Автодрезина на базе автомобиля ЗиС-5.

Дальше все пошло веселее. Травяной покров изготовил из тертого окрашенного поролона и опилок, наклеенных на макет при помощи масляной краски. Балласт на рельсах из тертой пробки.

[g lefts]7248[/g]Деревья и кустарники выполнил изо мха и веточек.

Окончательную точку поставил, когда заказал колпак из органического стекла, иначе было больно смотреть, как пылиться твое детище. Хотя кое-что ещё доделаю, подклею фигурки людей, добавлю зелени и слегка состарю.

 

Макет прошел в июне 2010 года обновление. Поролон, которым был симитирован траяной покров за 15 лет превратился в клейкую замазку, которую пришлось соскребать почти неделю.

[g lefts]7260[/g]

Покров восстановлен с помощью ковриков производства Model Scene. Это очень удачная идея производителя, коврики существуют в различных исполнениях и оттенках от лесного, до лугового покрова, с имитацией дороги, с поваленными деревьями, камнями и прочим.

Вторым обновлением стала установка сервоприводов для открытия дверей в депо. Для чего использованы стандартные сервоприводы от радиоуправляемых моделей и программируемый модуль для управления ими. Модуль позволяет программировать 6 параметров, таких как скорость, начальный и конечный угол поворота, задержка при открывании (она функция важна если имеется две двери и одна из них перекрывает другую), возможность удержания нагрузки и другие параметры.

[g rights]7266[/g]

На очереди смена приводов стрелок, т.е. установка моторов, так как электромагнитные привода не обеспечивают постоянное прилегание остряков у стрелок. Есть еще задумка перевести весь макет на автоматическое движение, чтобы на выставках не сидеть постоянно у пульта.

Обновленный макет в этом году уже участвовал в двух выставках в городе Колин (Чехия) и Познань, выставка модель-хобби (Польша).

[g lefts]7258[/g]

Другие фотографии макета И.Индры в типоразмере H0e можно найти в Фотогалерее статьи.