Жилой дом

© Иржи Индра, 22 Апр 2010

[g lefts]5364[/g]

До сих пор мы публиковали информацию и документацию о разнообразных чисто железнодорожных сооружениях, но совершенно выпустили из виду, тот факт, что к чисто железнодорожным сооружениям относятся и жилые дома для служащих.

Это не упускали из виду первые строители железных дорог, мы обязательно найдем в каждом дореволюционном альбоме чертежи жилых домов, которые были единой составляющей всего ансамбля дороги. На служебной площади жили служащие и их семьи от сторожа до начальника станции. Естественно, что по чину и размер квартиры.

Жилые помещения для служащих по ремонту и надзору пути устраивались в казармах и полуказармах.

К жилым домам принадлежали службы: колодцы, сараи, туалеты, помойные ямы, которые строились также по исполнительным чертежам. Типовыми были и ограды вокруг участков прилегающих к домам.

Жилые дома строили бревенчатыми из леса не тоньше 5 вершков (220 мм), в качестве фундамента были использованы деревянные стулья или каменные (кирпичные) столбы.

Обшивку зданий производили чаще на больших станциях, где она несла, не только защитную функцию, но и декоративную. Крышу делали, в зависимости от разных условий, с гонтовой, тёсовой, толевой или железной кровлей. На каждую квартиру приходилась печь с плитой, откуда и такое большое число труб над крышами домов.

Сегодня мы предлагаем чертеж, типичного для России, жилого дома, который строился на путях «Московского общества подъездных и железных путей в России». При изготовлении чертежа были использованы материалы натурных обмеров, фотографии и архивные данные. На фотографии запечатлен жилой дом с бывшей станции Шумошь, что на Рязань-Тумской узкоколейной линии. Фото 1986 года. Сегодня такой идилистической картины уже не увидеть.

[g blog]5360[/g]

Для изготовления здания могу порекомендовать следующую технологию. Сначала изготовить заготовку здания (стены и пол) из органического стекла толщиной 2-4 мм, на которых чертилкой или штангенциркулем нанести окна и дверные проемы. Будьте осторожны с поверхностями, которые будут вам позже служить оконными стеклами. Далее все плоскости стен грубо расцарапать, для лучшего сцепления клея (ПВА) с поверхностями стен. Если вы хотите сделать здание бревенчатым, то заготовьте круглые рейки диаметром 2.5 мм (см.статью о деревянных мостах), а если обшитый, то распустить шпон на полоски шириной 2-2.5 мм. В зависимости от типа стен здания необходимо и пересчитать длину и ширину стен здания (из оргстекла). Начинать надо от фундамента, который можно имитировать как деревянными квадратными рейками, так и панелями по кирпич. Далее наклеить на стены рейки, имитирующие оконные и дверные проемы. После чего можно приступить к обклейке стен. Стены внутри здания лучше тоже обклеить панелями из шпона, если вы собираетесь завести туда освещение, чтобы снизить просвечиваемость стен.

[g lefts]5370[/g] Скачать чертеж (wmf) [g rights]5367[/g] Скачать чертеж (wmf)

Закончив со стенами, приступают к вклеиванию оконных переплетов из тонких реечек, и оконных наличников. Наличники наиболее трудоемкая часть работы. По своим способностям выберете и сложность их внешнего вида. Их можно сделать как из дерева (шпона и реек), бумаги, так пластика, что менее желательно, т.к. добиться путем окраски подобия дереву будет непросто.

Крышу можно сделать из миллиметровой фанеры или тонкого оргстекла. Вид крыши по желанию: железо, толь, дерево.

Толь можно имитировать черной бумагой, используемой для упаковки фотобумаги. Эффект железа хорошо достигается расцарапыванием поперечными канавками пластин оргстекла.

Здания из дерева достаточно протонировать слегка красками или морилкой для дерева. Это по вкусу. Это только основные шаги работы. Фантазируйте, работайте с тем материалом, который имеете под руками, с которым умеете работать.

Конструкцию здания можно хорошо рассмотреть на бумажных моделях зданий, изданных «Железнодорожным делом». Мы еще вернемся с вами к жилым домам, когда подготовим для вас материал по службам.