О том, где взять и как сделать себе чертежи для моделей

© Иржи Индра, 07 Дек 2006

Дом стражника

Дом стражника
(Владимирская обл.)

Очень часто приходится слышать от начинающих моделистов вопрос, а где взять чертежи. Скажем прямо найти чертежи для постройки модели непосредственно практически нельзя, так как их не существует. Некоторым хорошим исключением могут служить чертежи, которые некогда печатались в журналах «Моделист-Конструктор» и «Электрическая и тепловозная тяга». В Моделисте их было за все время не более десятка и, наверное, чуть более в ЭТТ.

Встает резонный вопрос, а почему?

Все дело в том, что моделист не является профессиональным конструктором и поэтому чаще всего не изготавливает чертежей даже для себя. При своей работе он делает лишь эскизы отдельных деталей и только в очень сложных случаях прочерчивает что-то наподобие сборочного чертежа (а чаще такие проблемы решаются методом подгонки на глазок). Эти эскизы понятны только ему. Не все ведь имеют высшее техническое образование, а наилучшие модели, как правило, делают люди с хорошим художественным вкусом. Модель это ведь не прямое копирование прототипа, а что-то среднее между этой копией и ее художественным образом, который видит и создает себе моделист.

Влюбившись в модели железной дороги, мы мечтаем о том, что построим себе полюбившийся паровоз или как сейчас модно — скоростной поезд. Но не торопитесь.

Дорога к этой мечте долгая и требует последовательности в приобретении навыков, освоении модельных технологий.

Я в свое время преподавал в кружках «железнодорожного моделизма» Московского городского дворца пионеров и школьников. Опыт 10 летний. И надо отметить, что у целеустремленных ребят были значительные успехи уже в первый год занятий.

Была и отработана методика с чего начать. Поскольку это были дети, то по веками сложившейся традиции начинали с простого — с моделей деревьев. Здорово и результат можно достигнуть, но очень нудно и ребята разбегались. Поэтому со временем пришли к тому, что надо начинать с маленького макетика, наподобие диорамы. Причем каждому учащемуся предоставлялась возможность некого выбора из нескольких вариантов. И делали макетики: переезда с будочкой, остановочного пункта с навесом и т.п.

У вас возникает вопрос, а зачем я это пишу?

А все к тому, что как дети, так и взрослые хотят строить именно «паровозы».

Поэтому, начиная с простых модельных практик и технологий, вы втягиваетесь в этот процесс и если это Ваше, то уже навсегда.

На самом деле в макете основную роль играл домик. Да, да, именно домик. Потому, что домик на колесах это вагон, а вагон с двигателем это локомотив!

Поэтому освоение работы с чертежами надо начинать именно со зданий.

Существует два варианта получения модельных чертежей, вернее две основы.

Одна – это использование некого оригинального чертежа здания.

Вторая – получение этой основы своими силами.

Чертежи оригинальных зданий вы можете найти как в специальной литературе (существуют, например, специальные книги по разделу «Вокзалы»), так и в ранее (до 1917 года) изданных «Альбомах исполнительных и типовых чертежей», которые были неотъемлемой принадлежностью каждой строящейся железной дороги. Найти непросто. Искать надо в железнодорожных и политехнических библиотеках, железнодорожных музеях, у любителей и коллекционеров, а также НГЧ (есть такая организация на железной дороге, которая занимается эксплуатацией зданий, вспомните ЖЭК).

Сам я «заболел» железнодорожными зданиями, насмотревшись в Москве на здания и сооружения Московской окружной железной дороги, здания которой сейчас так варварски добивают. Я обошел всю дорогу, составил план расположения всех сохранившихся зданий, сфотографировал что оставалось и зарисовал наиболее интересные элементы. А потом мои друзья показали мне чудесный альбом с чертежами. Такой графики и такой любви к созидаемому я до того момента не видел. И начал сам создавать себе чертежи для моделей. Естественно, что построить полную копию здания в стиле «Модерн» — задача не для начинающего, но для практики черчения, а вернее — некоторого упрощения в ходе работы исходного чертежа, оказалось кстати. Чертил и советую чертить всем на миллиметровой бумаге и лучше голубого цвета, так как при ксерокопировании эта сетка голубого цвета получается едва заметной. Пересчитываете масштаб и вперед.

Но если вы живете не в столичном или областном городе или хотите воплотить в модели нечто, на что не найти чертежа, то создайте его сами.

Вооружитесь блокнотом формата А4, 5-метровой рулеткой и фотоаппаратом (можно и цифровой мыльницей, так как подобный аппарат имеет широкоугольный объектив, который вам позволит производить съемку объекта с минимального расстояния и имеет большую глубину резкости, нежели нормальный объектив).

Подойдя к объекту осмотритесь, если это здание в прямом подчинении железной дороги, то имеете две возможности:

1. Сделайте для начала быстро и скрытно все фотографии здания со всех сторон при это старайтесь держать фотоаппарат так, чтобы плоскость фотопленки была параллельна стенам объекта, иначе получите «Пизанскую башню» и придется делать заново. А если вы владеете черно-белой фотографией, то сделайте черно-белые снимки, так как при печати снимка сможете его скадрировать и увеличить до удобного к работе формата.  Не забудьте сделать фото таких элементов, как окна, двери, наличники окон, крупно отдельные участки стен и т.д. Чем больше хороших снимков, тем лучше.

2. Сходите поговорить с начальником станции, депо или иного подразделения, чтобы вам разрешили сфотографировать. Но при этом вы можете нарваться на отказ и после этого «подпольная» съемка будет вам дорого стоить. Не стесняйтесь сказать, что вы играете в модели, чаще всего смотрят с одобрением.

Исходите из местных условий, шпионов у нас ловят до сих пор, а человек с фотоаппаратом это уж точно «шпион». По-моему, еще действует закон, чуть ли не 1933 года, запрещающий фотосъемку общественных и промышленных объектов. Но боятся не того, что вы можете быть «шпионом», а того, что выплывут наружу местные разгильдяйства и «художества».

Лучше это удовольствие разнести на несколько этапов, и не мозолить глаза, выбрать заранее точки съемки.

Но фото без размеров это ничто, работать с этим крайне сложно.

Поэтому вам надо вооружиться рулеткой, лучше еще взять с собой и друга в помощь, а также длинный шест. Шест потребуется для того, чтобы достать рулеткой под крышу или конек здания. Перед началом измерений набросайте на бумаге периметр здания, на котором укажите оконные и дверные проемы.

Дом стражника

Дом стражника. Чертеж

На чертеже справа представлен Дом стражника с бывшей частной ж.д. Храповицкого, находящийся в пос. Мурмино Владимирской области (см. фото в начале статьи). Чертеж сделан полностью по обмерам. На чертеже можете видеть выделенные синим цветом размеры -как на плане здания, так на внешних видах — которые лучше всего измерить на натуре. Но бывают и такие случаи, когда ну просто не подступиться, тогда измерьте хотя бы размеры окон и дверей, а потом уже на фото (для этого нужны прямые проекции) пересчитаете масштаб и получите остальные размеры.

Потом сделайте эскиз вертикального сечения здания по окнам, где отметьте фундамент, оконные наличники, оконные переплеты и т.д.  После этого начинайте обмеры и заносите их в ваши эскизы. Необходимым дополнением к ним будут размеры кирпичей, если дом кирпичный (так же имеет смысл сосчитать количество рядов кладки прямо под крышу), диаметр и число бревен или ширину обшивочных досок. В примере здание имеет восьмигранную башенку, да еще и экзотическую крышу. При постройке чертеже верха башенки, пришлось руководствоваться именно размером бревен и их числом. Сделайте эскизы дымовых труб, так как на фото вы не сможете сосчитать количество рядов кирпичной кладки и соответственно вычислить их высоту и ширину. Загляните под свес крыши и заэскизируйте число и расположение стропил. Обязательно достаньте рулеткой под конек крыши.

Сделайте подробные промеры оконных наличников, причелин крыш (если возможно). Попытайтесь измерить свесы крыш, высоту до свеса крыши.

Кашу маслом не испортишь. Потратите на это час, не более.

А дальше пересчитываете размеры в необходимый вам масштаб и для начала построите все тот же план здания. Не удивляйтесь, что длины противоположных стен могут оказаться разными. Во-первых: погрешность в измерениях, так как точность, с которой будете измерять, составляет минимально 10 мм, плюс ошибки при переносе рулетки — в итоге 100 и более мм может набежать.

Маленькое отступление. Привыкайте все размеры проставлять в миллиметрах, это вас спасет от глупых ошибок впоследствии.

Во-вторых: само здание никогда не бывает прямоугольным, оно скорее многоугольное в плане. Поэтому наш чертеж и начнем с этого плана, на котором скомпенсируем все погрешности и сделаем план прямоугольным (в конечном итоге объемы почти всех зданий складываются из прямоугольников).

Построив план (не забудьте на нем прорисовать и план крыши), строим вертикальный разрез здания по стене, это очень полезно.

После этого приступаем к построению собственно видов здания.

На этом этапе наибольшие неприятности доставляет обычно крыша и расположение труб на ней. Для вычисления мест расположения последних вам и помогут общие фото здания, а иногда для этого бывает полезным и сделать внутреннюю планировку здания с указанием мест печей и плит.

Напоследок — ещё один совет. Перед выбором объекта для построения чертежа прикиньте все же, каким оно будет в масштабе, и сможете ли вы, построив его модель, потом использовать ее на макете.

 

В фотогалерее нашего сайта есть специальный раздел, где можно найти обмеры и чертежи многих узкоколейных зданий и сооружений. Все чертежи, представленные на сайте, также доступны для скачивания в векторном формате wmf.