Жамберк

© Иржи Индра, 06 Окт. 2020

Давненько я не писал о том, что деется в Чешской республике.

Чехия со времен Автро-Венгерской империи была промышленно развитой страной  и после распада империи, тогда еще в Чехословакии осталось 70% промышленного потенциала.

Поэтому теперь становится  ясно, почему немцы  в 1938 оккупировали Чехословакию. Им были нужны заводы и квалифицированные рабочие. Во время войны чешское население не пострадало, здесь просто работали и в армию не призывали.

Все это говорит о том, что в этой стране остались традиции и грамотные люди неравнодушные к технике.

Не буду писать о том, что точно, когда нового организовалось, в этой стране, но определенно заслуживает внимания происходящее.

Мой хороший знакомый Michal Bednar, еще в 15 лет увлекся паровозами и очень серьезно. Начинал он с изучения  и эксплуатацией паровозов на узкоколейке в Младейове, а повзрослев решил заняться паровозами и паровыми машинами достаточно серьезно.  И через несколько лет это вылилось в создание музея паровых машин и технологий (www.starestroje.cz). Для чего совместно со своим компаньоном (тот увлечен старыми автомобилями) они купили бывшую текстильную фабрику  Vonwiller в городе Zamberk.  Постепенно собирая по стране, не только старые паровые машины, но и станки, различное оборудование, превратили фабрику в настоящую «Мекку» стальных «динозавров».  Это именно музей старых машин, и не только паровых, но и оборудования. Несколько лет назад они оборудовали целый цех старыми станками с ременной передачей от одного электродвигателя, с разводом  валами, находящимися под потолком цеха.

И это все работает. Да сами станки не все восстановлены до состояния, что на них можно работать, но увидеть действующий цех конца 19, начала 20 веков вряд ли где еще возможно.

Это так для затравки. На территории проложили узкоколейку и вывели ее уже и за территорию фабрики.  Из старого сарая оборудовали депо, привезли и собрали поворотный круг.

А зачем? Затем что основная деятельность это реставрация и постройка реплик паровых машин, преимущественно паровозов. Своих паровозов узкоколейных на сегодня 4 (?), из них одна реплика трехосного паровоза Orenstein & Koppel собственной постройки, совместно с фирмой занимающейся изготовлением котлов (www.1loco.eu) , в этом году купили два паровоза. Я могу ошибаться в точном количестве, есть у них и нормальной колеи паровоз, и понятно, что не на фабрике. Фабрика не имеет подъездного пути.

 

Один в Австрии двухосный Kraus Linz 1900-х, и второй BS-80 двухосный послевоенный завода CKD.

Постоянно ведут капитальный ремонт паровозов для разных обществ и узкоколеек из Германии, Австрии, Латвии, Румынии….

Два раза в год бывают дни пара, на которые собираются зрители и любители, имеющие разные паровые машины. В этом году ничего не состоялось, ждем следующий год.

В прошлом году на празднике было аж 4 живых паровоза, паровой автомобиль и разные локомобили. Паровозы как свои, так проходившие у них капитальный ремонт.

Описывать не буду, смотрите фото в Галерее.