Неравнодушные оживляют лесную узкоколейку

© Иржи Индра, 2о Окт 2020

Rajnochovice (Райноховице) село на отрогах Бескидских гор, которые представляют собой границу между Чехией и Словакией. Можете найти на прекрасном поисковом сервере

www.Mapy.cz (Карты.cz), которые куда лучше Яндекса отрисованы, включая Россию.

С 1905 по 1921 здесь существовала лесная узкоколейка, принадлежавшая архиепископскому лесному управлению. Дорога длиной 9.6  км пролегала по тяжелому горному профилю с радиусами до 25 метров и подъемами до 70 промилле. И первоначально имела конную тягу.  Уложена была очень легкими рельсами 7 кг на пог.м, что, скорее всего и послужило ее краткой жизни. На дороге был один трехосный паровоз, постройки фирмы Sigl, Neustadt, на колею 700 мм.

Группа любителей узкоколейных железных дорог еще в 2007 году обследовала оставшееся земполотно бывшей дороги, и в том же году этой группе любителей удалось купить с кирпичного завода в Malenovicích, мотовоз типа BN30u, несколько вагонет и рельсовый материал колеи 600 мм.

Первоначально все было сложено на пиле у местного костела, и позже было найдено на бывшей паровой пиле (имеется в виду пила, чьи механизмы приводились в движение паровой машиной), куда ранее доходила сама железная дорога.

В том же 2007 году  удалось купить еще подобный мотовоз с кирпичного завода в Žopech, и построить порядка 80 метров длиной железнодорожный путь, на котором опробовались  отремонтированные локомотивы.

Очень важным для товарищества стал 2011 год, когда председатель товарищества купил объект напротив их первоначального нахождения. Это объект бывшего лесного управления, который позволил получить достаточный простор для постройки дороги.

На сегодня на дороге находится 7 локомотивов, включая шахтные, 7 вагончиков, из которых 3 крытых и 4 открытых, а также в работе вагон для людей на коляске. Трасса длиной 300 метров постепенно разрастется о дальших 300, и закончится у ресторана Ve Dvoře.

Дальнейшему продолжению дороги препятствуют проблемы с владельцами территорий, многие из которых в 90-х годах были возвращены в рамках реституции (т.е. национализированные в 40-х, вернули их владельцам). Поэтому планы по дальнейшему расширению дороги пока не рассматриваются.

Финансирование товарищества в основном проходит из их собственных средств, а также в начальном этапе помог Злинский край, и постоянно оказывает помощь местное управление Rejchovic.

В Чехии очень много любителей и товариществ, которые собирают и эксплуатируют технику минувшего столетия. В сезон от мая до конца сентября проходит много акций с возможностью посещения.

По материалам сайта товарищества http://www.rlz.bilysklep.cz/index.php#, а также периодической печати.