На данный момент в нашей (очень небольшой) практике сложились следующие нормы: высота от УГР 900мм и управление цифрой. По проводке: правый рельс соединяется проводом красного цвета, левый - черного, на концах в идеале разъемы "тюльпан" парно папа и мама (чтобы можно было любой модуль к любому подключить любой стороной).
Цифру я бы, пожалуй, оставил. По высоте 900мм и детям и взрослым, насколько я помню, в Раменском было вполне комфортно.
Модульные нормы H0e модельного клуба zababov.cz
Иржи Индра писал(а): ZABABOV
Норма и советы 1.01 – рабочая версия
I. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ НОРМА ДЛЯ МОДУЛЕЙ.
1. Взаимное расположение рельс и отверстий для соединения модулей.
(Соответствует норме FREMO)
Подписи
Ось пути
Верхняя граница модуля
Диаметр 8 мм
Одно отверстие всегда должно быть в оси пути
2. Размер соединительных отверстий и соединительный материал
Отверстия диаметром 8 мм, соединительный материал (болт, резьбовая шпилька, гайка)
диаметром 6 мм с шайбами большого диаметра.
3. Перпендикулярность плоскости соединения к оси пути.
Путь перпендикулярен к плоскости соединения в горизонтальной и вертикальной
плоскостях.
4. Рельсовый профиль.
Максимально CODE 80 (2 мм), минимальный см. пункт 1.9.
5. Торец рельса –отступает на 0.2 мм в пределы модуля и жестко соединен с модулем
(например, пайка к шурупу, точечное приклеивание недостаточно).
6. Минимальный радиус – 700 мм (60 м) обязательно и для стрелок. (по US обозначению –
стрелки №6).
– стрелки чаще используют мелкосерийного производства в китах. Проще использовать
фабричные стрелки с наибольшим радиусом, так например РЕСО SL-E-495/496.
(приблизительные данные о стрелке – длина 183 мм, радиус – 500мм).
7. Изменение уклона пути – с шагом в 10 промилле на минимальной длине 180 мм или
с радиeсом R=3500 мм. В местах изменения уклона не использовать крепление шпал,
травяной покров между рельсами, и т.д. Максимальный уклон не более 30 промилле (3 см
высоты на 100 см пути). Уклон пути между модулями может быть только 0 и 30 промилле.
8. Верх головки рельса – выступает на 0.2 мм над токонепроводящими материалами,
такими как подходы дорог к путям, настилы в междупутье, платформы, ….
9. Ширина колеи и пространство для гребня колеса – FREMO HOe, ширина колеи 9.0 – 9.2
мм, ширина желоба для гребня колеса 1.0 – 1.2 мм, глубина минимально 0.8 мм (согласно
норме NEM 310 ширина желоба максимально 1.0 мм).
См. рис.
10. Габарит приближения строений - FREMO HOe для магистральных и станционных
путей с использованием тележек (вагонетки-рольбоки) для перевозки вагонов
нормальной колеи, FREMO HOe – без использования тележек (вагонетки-рольбоки)
для маневровых путей (без перевозки вагонов нормальной колеи), деповских, путей у
платформ для перекладки грузов. Для путей в кривых радиусом R60 метров, профиль
расширен на 6 мм.
-- На узкоколейных путях Русских и Советских железных дорог подобные устройства
не применялись. Проще воспользоваться нормой NEM 104 – габарит узкоколейного
подвижного состава, в кривых соответственно обращать внимание на уширение габарита
в связи с выносом кузова внутрь кривой, лучше всегда прокатить по путям вагон с
наибольшей имеющейся длиной.
11. Высотный уровень установки модуля. Конструкция опорных ног должна обеспечивать
высоту над уровнем головки рельса от пола 1300 мм, с возможностью плавного
регулирования в пределах +/- 20 мм.
-- Из личного опыта. Уровень 1300 мм достаточно высок и, по-моему, мнению лучше
делать уровень на высоте 1100 мм. Zababov и FFEMO это организации моделистов,
которые собирают модули только сами для себя, чаще всего их мероприятия
общественности недоступны. При выставках же уровень 1300 мм имеет нестабильность и
плохую обозреваемость, особенно детьми.
12. Поверхность переходных частей модуля. Не обрабатывать материалами, которые при
изменении температуры (нагревании) и давления, могут клеиться. Самое простое это
использование красок на водной основе.
13. Конфигурация модуля. Должна обеспечивать удерживание подвижного состава
сошедшего с рельс на самом модуле и предотвращать его падение.
14. Электрическое соединение для питания рельсового пути (для системы DCC). При
езде по модулю по направлению к его концу правый рельс должен иметь провод на конце
красного цвета с соединение типа «банан» (папа) диаметром 4 мм, а левый рельс должен
иметь черный провод на конце и соединение типа «банан» (мама) диаметром 4 мм. Оба
провода должны быть не короче 150 мм и сечением не менее 0,75 мм2. Подключение всех
рельс на модуле должно быть проведено соответственно их положению.
-- возможно использовать по договоренности и иные типы переходных соединений, или
вообще оставлять провода оголенными на концах и скручивать их между модулями. Вот
цветовую схему надо обязательно сохранить.
15. Электрическое подключение стрелки. Перья постоянно соединены с рельсами, к
которым прилегают, крестовина подключена к переключателю и меняет полярность в
зависимости от направления движения по стрелке (см. схему).
II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЙКЕ МОДУЛЯ.
1. Соединительный профиль модуля – FREMO HOe в двух вариантах с и без
водоотводных канав.
2. Ширина модуля – 300 мм.
-- Ширина в 300 мм, это разве что для перегона, наименьшая ширина должна быть
не менее 400мм, чтобы хоть как-то обыграть местность вдоль путей. Иначе модуль
превращается просто в рельсовый полигон.
3. Путь на уклоне. Выбирать объекты для модуля, пригодные для использования на путях
с уклонами и подъемами.
4. Полезная длина – 2 пути на станции (главный и пассажирский) длиной минимально
1000 мм, и маневровые и товарные пути длиной минимально 460 мм.
-- Это надо стараться выдерживать. Состав из тепловоза ТУ-2 и 3 пассажирских вагонов
типа Пафаваг – 630 мм, а 4 вагонов уже 800 мм. Ставить состав между предельными
столбиками некрасиво и неправдоподобно. Для примера, длина главного пути по стрелкам
на Рязано-Владимирской дороге была порядка 110 саженей или 2,7 метра в масштабе.
5. Цвет боковин модуля. RAL 6002 (Русским языком – вагонный зеленый).
-- Не уверен, что этот цвет то, что нужно, я считаю, что теплый серый цвет
предпочтительнее, он не отвлекает на себя внимание.
6. Высота установки модуля. Уровень головки рельса над полом – 1100 – 1500 мм.
-- Я уже писал свое мнение по этому вопросу. Лучше остановиться на высоте 1100 мм.
7. Движение и эпоха. Движение независимой тягой (как понимаю, тепловозы, паровозы и
автомотрисы). Эпоха III – 1955-1965. Лето-осень.
-- У нас особо выбора пока нет, но с точки зрения комбинирования всех типов тяги это
идеальный период.
8. Цвет торцевых переходных стенок модуля – сообразно ландшафту.
-- чтобы щели на стыках не бросались в глаза.
9. Управление стрелками и расцепителями. Механическое положение переводного
устройства должно сигнализировать о положении управляемого им устройства,
предпочтительнее использовать поворотные (перекидные) типы.
-- Русским языком так. Используются механические переключатели (тяги, колена,
червячные передачи), соответственно их положение должно логически указывать на
положение переключаемой стрелки или расцепителя и не должно иметь положение
мертвой точки. Тут надо знать, что весь смысл движения в том, что каждый с пультом
(мышью) идет за своей моделью, как бы играя с ней, и механически выстраивает для нее
маршрут. Декодеры кодируются у FREMO, с тем, чтобы не было одинаковых адресов.
10. Шпальная решетка на стыках модулей. Шпалы – цвет природный, балласт – щебень от
фирмы POLAK 5483, смесь коричневых щебней, средне тёмных, фракция – 0,63 – 1,0 мм,
или POLAK 5411 – гранитный щебень (гранит бело-красно-охристый) – фракция 0,25 –
0,44 мм.
-- На наших узкоколейках то и щебня, пожалуй, не видели, поэтому песчаный балласт и
только. Сам песок в качестве балласта лучше не использовать, это абразив. Лучше брать
пробочную пыль, или что-то подобное под цвет песка. От бело, до темно песочного цвета.
11. Управление функционирующими техническими устройствами. Без прямого касания
руки с модулем.
III. НОРМА ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.
1. Сцепки. Для всех типов подвижного состава согласно FREMO HOe (сцепка BEMO
совместимая).
2. Колесные пары. Согласно норме FREMO HOe.
-- тут выбор пожалуй исключительно за производителем. Надо лишь учесть, что при
покупке запасных колесных пар надо обращать внимание не только на диаметр колеса, а и
на длину оси, так как их существует не менее пяти типоразмеров.
3. Все тяговые единицы оснащены декодером DCC, в котором запрещен аналоговый
режим.
-- я думаю, что для узкоколейки цифровое управление это роскошь. Движение
минимально, единственная потеря это звук, но и это уже вопрос решенный и при
аналоговом управлении.
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.
1. Вес вагонов. Двухосные вагоны – 17-20 грамм, 4-осные – 25-28 грамм. Низшие
значения для вагонов, которые могут быть наложены грузом.