Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Железнодорожный моделизм в типоразмерах HOe, H0e, HOm, 009 и других. Обмен опытом, ответы на вопросы, примеры и фотографии
Ответить
Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение ШторМ » 06 июн 2015, 11:17

Платформы на Челябинской ДЖД несколько отличаются. Они более поздней постройки. Со сварными рамами.
Это уже дальнейшее развитие конструкции... наверное :)
Иногда делаю модели с 1988 года...

Аватара пользователя
LoneStarLocos
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 27 мар 2015, 13:45
Откуда: ЮУЖД, Челябинск
Контактная информация:

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение LoneStarLocos » 07 июн 2015, 20:26

Постройки 1970 года.
С уважением, LoneStarLocos.
Изображение

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение ШторМ » 25 июн 2015, 10:59

Продолжение сборки кузова Егорьевского крытого вагона.

После склейки стенок готовится крыша. У крыши есть смещение посадочной поверхности и толщина торцевой кромки "гуляет". Поверхность была прошлифована бормашиной и прошпаклёвана. Затем поверхность шлифуется вручную с контролем толщины.
Крытый вагон Егорьевского ХБК 09.jpg
Затем подгонял прилегание крыши к торцевой стенке. При необходимости радиус торцевой стенки подпиливал. Добивался чтоб крыша максимально плотно ложилась на торцевую стенку без прижимания крыши. Прижимать при склейке не советую. Бывают коробления. Трудно выставить все четыре стороны ровно. Лучше до приклеивания все стороны подогнать, подшлифовать. У крыши необходимо создать плоскость боковых сторон. Это делалось так: на ровной поверхности укладывается лист шлифовальной бумаги и крыша с минимальным нажатием шлифуется. Если при подготовке боковых стенок были прошлифованы верхние стороны боковых стенок, то крыша устанавливается просто идеально. Край получается ровным по всей длине.
Крытый вагон Егорьевского ХБК 11.jpg
При склейке крыши со стенками нужно обязательно контролировать параллельность кромки крыши и козырька сдвижной двери. Крышу "наживить" небольшими капельками клея и проверив правильность установки уже промазывать клеем окончательно.
Крытый вагон Егорьевского ХБК 10.jpg
В комплекте есть две стенки для установки внутри кузова. Решил эти стенки использовать для крепления тележек. Сначала у стенки шлифуется сторона обращенная к раме. Затем с применением угольника по этой стороне выравниваются боковые стороны. Проверяется параллельность сторон и ширина детали. Ширину я проверял вставляя эти детали внутрь кузова у торцевой стены. Подгонял так, чтоб был лёгкий натяг. Затем выставлял стенки таким образом, чтоб их расположение было соосно межшкворневому расстоянию вагона. Соответственно с учётом толщины рамы эти перегородки отодвигались от нижнего края кузова. Потом каплями клея фиксировал. Прижав раму к перегородкам просверлил отверстия, нарезал резьбу под винт тележки. Резьба нарезалась и в перегородке и в раме. Это даёт возможность и тележки закрепить и "стянуть" кузов с рамой без перекосов, жестко, без люфтов. Перегородки нужно проверить и по высоте. Могут выступать относительно верхней кромки боковой стенки кузова. Это выступание будет мешать клеить крышу. При сборке одного вагона "проморгал" этот момент... Достаточно трудоёмко было потом на склеенном кузове выровнять эти перегородки, чтоб прилегающие к ним боковые стенки не зацепить.
Крытый вагон Егорьевского ХБК 15.jpg
После сборки кузова установил на раму поперечные угольники. Крепил их только на хребтовые балки рамы. Края угольников по боковым стенкам не клеил. Ложатся плотно. Только при склейке выставлял, чтоб угольники были параллельны друг-другу и одинаково "заходили" на боковые стенки. Этот способ сборки, также, даёт возможность отрегулировать положение кузова у собранного вагона. Если собранный вагон получается с некоторым наклоном, то можно или аккуратно подрезать ребро перегородки или прошлифовать плоскость рамы с "заваливанием" нужной стороны. Могу сказать, что после этой работы все вагоны получились со строго вертикальным расположением кузова, а не "кривобокие-колченогие" :) .
Крытый вагон Егорьевского ХБК 16.jpg
Вагон получился разборным. Мне это было необходимо сделать для окраса в несколько цветов, чтоб укрывочными масками не заморачиваться сильно :) .
Если рама вагона и кузов будут выкрашены одним цветом, то можно и заклеить наглухо всё. Тем более, что были эти вагоны и в одноцветном исполнении.
Иногда делаю модели с 1988 года...

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение ШторМ » 16 июл 2015, 10:46

Далее, в ходе сборки, решил разнообразить вагоны. В дальнейшем вагоны будут немного отличаться по окраске и у каждого вагона будет свой номер. Но... Изучая фото реальных вагонов добавил на одном вертикальный поручень на угловой стойке
Крытый Егорьевского ХБК 18.jpg
на ещё одном вагоне сделал наклонный поручень на боковой стене
Крытый Егорьевского ХБК 19.jpg
и два вагона оставил как есть, без "украшательств".
Крытый Егорьевского ХБК 20.jpg
В итоге получился вот такой состав:
Крытый Егорьевского ХБК 21.jpg
Крытый Егорьевского ХБК 22.jpg
Крытый Егорьевского ХБК 23.jpg
Иногда приходит желание сделать небольшую диораму на фабрично-заводскую тему...
Потом, когда-нибудь... ещё пока есть много коробочек с деталями и думаю - смоляную тему продолжать или переходить на металл :) ?...

Всем удачи в сборке своих вагонов ;) !
Иногда делаю модели с 1988 года...

Владимир77
Сообщения: 289
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 22:56

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение Владимир77 » 17 июл 2015, 20:01

Привет Тёма! Смотрю и ненарадуюсь на твои работы. Аккуратность впечатляет,
и дотошность в сборке.. очень охото посмотреть на покрашеные модели.
Я много крашу авто красками, как ты к ним относишся?

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение ШторМ » 17 июл 2015, 21:34

Спасибо за отзыв!

Красить свои вагоны буду не скоро. Да и не так важно это ускорить. Возможно ещё какие-то мелкие штрихи добавятся. Так бывает: модель сделана и через пару дней попадается фото или иная информация, которых чуть-чуть не хватило при сборке :) . С Пафавагами как-то так и случилось. На ПВ-40 появляется последнее время информация, которая заставляет что-то переносить на модель вагона. Много "белых пятен" с самым массовым пассажирским вагоном отечественных УЖД, а модель хочется сделать максимально близкой к оригиналу. На 100% - нет, а вот стремиться надо. Торфовозы тоже лежат... Иржи Ладиславович прислал мне фото и я весьма впечатлился, и "пройти мимо" не получилось :) . Спасибо ему за это.

По авто краскам: Сам не использую. Во всяком случае в моделизме не пробовал. Моё мнение - эти краски малопригодны для окраса моделей. В основном автокраски не сильно укрывисты на очень тонком слое, в основном эти краски под лак. Двуслойное покрытие может "убить" любую структуру на модели. Много красок необходимо наносить только в паре с грунтами. На каждые группы цветов свои грунты. Сейчас много линеек используется с методом нанесения "мокрый по мокрому". В общем много всяких тонкостей. Но меня, в основном, не удовлетворяет толщина слоя и необходимость сушки с нагревом. Крупная зернистость. Самые тонкие и укрывистые грунты (экспериментировал с Дюпонт и Сиккенс) дали такой слой и зернистость на модели, что у меня глаза не хотели это воспринимать. Пока из "автобизнеса" использую только технологии и приёмы и некоторые расходные материалы. Но тут уже не убежать... руки привыкли и делить модели и не модели отказываются :D
Иногда делаю модели с 1988 года...

Владимир77
Сообщения: 289
Зарегистрирован: 23 фев 2011, 22:56

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение Владимир77 » 18 июл 2015, 08:07

Всё верно, авто грунты не годятся для наших целей из за толстого слоя и огромного зерна.
Я использую грунт Матип в балонах, сцеживая в банку и наношу аэрографом.
По краске: использую Sikkens, система база-лак. Краска наносится тончайшим слоем, очень укрывиста, отлично растягивается, никакого зерна. Но требует для большей прочности нанесения лака. Печка не обязательна. При нанесение масок ведёт себя достойно, не задирается и не отрывается. Возможность подбирать цвета по RAL. Стоимость 40 рублей-10грамм, Тамия 130р-10 грамм. Фасуется от 50грамм. Единственный минус это запах. Есть у этой фирмы и эмаль, не требующая последующей лакировки, но она очень долго сохнет и требует сушки в печи.
Вид после покраски абсолютно заводской, прочность наивысочайшая. Модельные краски курят в сторонке.

Почему всё это пишу, да просто давно искал метод, при котором достигается высокая прочность покрытия и отличный внешний вид. Если Артём не против, вывешу фотки. Правда там широкая колея)))

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение ШторМ » 19 июл 2015, 01:44

Может быть попробую эту тему... На работе попробую с колористом чего-нибудь намешать... намазать...
Вообще я не любитель смешивать (не только в моделизме 8-) ) потому все свои модели красил готовыми красками. Взял банку и голова не болит. Да, цвет бывает не реального железнодорожного оттенка, но... у меня критерий нравится МНЕ или не нравится МНЕ. Да и не было стандартов этих по цветам то... Цветографические схемы - были (и то не для всех), а колеровка и рецептура по RAL или другой... сомневаюсь. И уж тем более что-то сцеживать, переливать... У меня маленькая мастерская на балконе, но всё же это квартира... грунт брызнул и часа 3 запах во всех комнатах... Не-е-е-е-е...

Сушу обязательно любые слои. Под лампой.
У меня есть дома модели открашенные и кисточками в конце 80-х и аэрографом в конце 90-х, с применением "фирмовых" и "звездовых" красок. Ну ничего с них не отваливается. Да, прочность автоэмалей выше, задача для них такая поставлена, для модели это нужно? Лобовое столкновение с гравием актуально на макете :D ? И с этими красками нужно тренироваться работать. Мне бы жизни хватило собрать всё, что есть с применением "дедовских методов"... :D Маски у меня никогда предыдущий слой не снимали. Дискутировал на эту тему с одним мастером... и сошлись на том, что для нормальной окраски нужно просто нормально готовить поверхность. И не перед окраской только, а вообще.

В общем плюсы, автокрасок, несомненно есть. Кто-то оценит и будет использовать. Я ещё не дорос, быстрее всего.

Ты можешь выложить свои фото в любой теме. Форум не мой ;) . Но идеально завести отдельную тему и там выкладывать фото своих работ, делиться какими-то приёмам может быть. Что-то типа "Байки бывалого". Эта тема будет интересна. Я тоже буду её просматривать. Обещаю.
Иногда делаю модели с 1988 года...

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение ШторМ » 26 авг 2015, 14:29

Доброго времени суток, дорогие читатели :) !

В продолжении темы о конверсиях на базе Пафавага. В дополнение к почтовому вагону был изготовлен ещё один «спецвагон» - вагон-магазин ОРС НОД №6 Горьковской жд. Этот вагон эксплуатировался на Рязань-Тумской узкоколейке и дожил практически до полной ликвидации дороги. Сработан он был Тумскими мастерами взамен ранее использовавшегося вагона-лавки, из отставленного/списанного пассажирского Пафавага. Судя по сохранившемуся бортовому номеру для переделки был использован вагон №20. Выбор именно на этот прототип пал по причине того, что «дорог как память». В 95-96 годах довелось видеть этот вагон живым и здоровым, в достаточно приличном состоянии, с целыми стёклами и на своих осях, на одном из путей станции Тума. Модель делалась по фотографиям из поездок на УЖД и с соблюдением пропорций размеров и расположения некоторых оригинальных элементов. По молодости лет не изучил этот вагон досконально. Осталось некоторое количество вопросов оставшихся без ответа и потому не отраженных на модели. Сразу замечу – вагон планируется «как вчера с завода» и никаких «следов эксплуатации» воспроизводить не буду. Пусть даже это исторически и необходимо, но …

Спасибо Иржи Ладиславовичу Индре за дополнительные фотоматериалы, предоставленные в ходе работы над моделью.

Теперь о процессе:
Все детали кузова тотально выравнивались по толщине и шлифовались с обоих сторон. Подгонялись по прилеганию друг к другу и по геометрии. Устранялись мелкие дефекты литья. Более подробно можно узнать в описании сборки жестких Пафавагов, в этой же теме.
После разметки на стенках кузова заглушенных окон, проёмы этих окон, без удаления смоляной плёнки, заполнялись двухкомпонентной полиэфирной шпатлёвкой. Затем зашпатлёванные участки выравнивались шлифованием заподлицо со стенками. Остались немногочисленные проёмы для стёкол с защитными решетками.
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 05.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 06.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 07.JPG
Если с имитацией листов для заглушенных окон было всё понятно, то с изготовлением решеток возник вопрос… После некоторых раздумий было применено следующее решение – нужен хоть и примитивный, но кондуктор. Его изготовление заняло менее часа, результат – удовлетворительный.
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 09.JPG
Состоит он из двух пластинок. Первая пластинка выпилена чётко по размерам оконного проёма и вставляется в проём с лёгким натягом. В этой детали сделано отверстие с резьбой под небольшой винт. Вторая пластинка кондуктора сделана несколько больше первой и на ней размечены отверстия под прутья решетки. Отверстия размечались с учётом количества прутьев на окнах прототипа и того, что пластинка одной из кромок плотно прилегает к подоконному гофру боковой стенки. Центральное отверстие просверлено на 1 мм больше отверстия в первой детали для обеспечения «плавающего» монтажа. Далее кондуктор устанавливается в проём. Вторая пластина выставляется плотно к гофру нижней кромкой. Ряды с отверстиями выставляются с соблюдением равных отступов от края вертикальных кромок оконного проёма. Затягивается винт. Сверлим отверстия диаметром 0,3 – 0,4 мм. Разбираем. Повторяем на следующем окне.
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 12.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 11.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 10.JPG
Далее (по желанию) можно зачистить заусенчики, подшлифовать мелкие вздутия вокруг отверстий. Обязательно рекомендую у полученных отверстий снять фаску сверлом 0,5-0,6 мм. Аккуратно, без усилия, держа и вращая сверло пальчиками.

Параллельно с изготовлением кузова собираются детали рамы и салона. К сожалению мне не удалось в подробностях изучить и зафиксировать на эскизе планировку салона. И информацию или фото найти также не удалось… По этой причине салон был сделан таким, как на фото ниже.
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 27.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 28.JPG
До сих пор есть уверенность, что даже эта «база» была частично переделана. Как минимум у вагона добавлено ещё одно котловое отделение, однозначно должны были быть подсобные и складские помещения, торговая площадь. Если кто-то располагает хоть малейшей информацией или воспоминаниями по этому вагону, буду очень признателен за информацию. Пока есть ещё желание и возможность сделать «правильный салон» хоть в общих чертах.

Продолжение готовится к печати… ;)
Иногда делаю модели с 1988 года...

Аватара пользователя
ШторМ
Сообщения: 399
Зарегистрирован: 14 янв 2008, 10:51
Откуда: Москва

Re: Мой моделизм (и не только узкоколейный)

Сообщение ШторМ » 22 сен 2015, 22:48

Итак, стенки подготовлены и собраны. Собран кузов. Теперь – наружные решетки. По ранее изготовленному шаблону были насверлены отверстия в пластинке из алюминия. Получился кондуктор для пайки. В кондуктор устанавливались заранее облуженные кусочки проволоки для формирования горизонтальных прутьев решетки. По фотографиям выгибались перемычки и припаивались. После остывания готовая решетка очищалась от канифоли, натёков олова и устанавливалась на своё место на стенке кузова. Отверстия и готовые решетки не всегда идеально совпадали и потому прутья подправлялись пинцетом или иголкой. Затем все прутья проклеивались циакрином. Проволочные «хвостики» с обратной стороны удалялись, чтоб ровно вставить стёкла. В общем ничего сложного и трудоёмкого. Кроме правдоподобного выгибания прутиков согласно фотографий…
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 14.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 17.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 19.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 20.JPG
Заглушки для окон, у настоящего вагона, изготавливались из разных листов. Часть листов с гофрами, часть гладкие. Гофры разнонаправленные. Предположил, что гофрированный лист был выкроен из борта ПВ40. Допускаю вероятность ошибки в выборе… Тем не менее гофры на заготовке делались по размерам с ПВ40 от Иржи Индры. Тончайший лист меди был выровнен, зачищен наждаком и покрыт тонким слоем припоя с двух сторон.
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 30.JPG
Решил так делать, чтоб лист сделать более жестким, заполнить мелкие неровности самого листа, получить возможность подравнять шлифованием гофры и чтоб в дальнейшем отшлифовать листы до гладкого состояния уже на стенке вагона. Заготовленные медные полоски разрезались в размер и полученные детали на циакрин приклеивались к стенке вагона. В итоге получился кузов вагона со своими, индивидуально-неповторимыми деталями ;) . Далее, по фотографиям, приводились в соответствие мелкие детали. На каждой стенке кузова проверялось наличие и количество поручней, дверных ручек, розеток и пр… Кузов после доработки и первичного грунтования.
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 31.JPG
1101 3AW ''PAFAWAG'' Гор 20 ОРС НОД №6 (kit 1) 35.JPG
Чуть позже будет описание работ по крыше и сборке.
Иногда делаю модели с 1988 года...

Ответить