Москва, завод "Красный путь" - был фельдбан 600 мм.

История и современность узкоколейных железных дорог в России и зарубежом
Ответить
Аватара пользователя
Denver
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 03 сен 2008, 19:03
Откуда: Живу в Москве, сам из Ульяновска, приписан к Владимирской области
Контактная информация:

Москва, завод "Красный путь" - был фельдбан 600 мм.

Сообщение Denver » 09 авг 2021, 02:46

Доброе время суток.

Передаточные (между цехами) вагонетки и сейчас много где используются (в том числе самоходные, с разной шириной колеи), но обычно это строго ограниченный прямой кусок колеи, и за что-то железнодорожное его не считают (по факту - эдакий горизонтальный лифт). В равной степени за УЖД не считались вагонетки, когда-то бывшие при каждой котельной - при мне они уже валялись где-то в сторонке, заменённые монорельсом или обыкновенной тачкой. Но раньше на территориях промышленных предприятий были просто целые сети путей для вагонеток...

Нашёл я таковую и по месту нынешней своей работы, на территории Московского Механического завода "Красный путь" (основан задолго до революции иностранцами, звался "Перенуд". Нынче от завода осталась кожура, сдаваемая в аренду, на вагонеточные рельсы (колея 600 мм) несколько раз при мне натыкались при ремонтных работах (в основном, при рытье ям, чтобы качественно обустроить в бывших цехах железобетонные полы, способные выдержать автоподъёмник), читал где-то в книжке, что, да, сеть колеи 600 мм была, но отмерла примерно в 1970е, ибо асфальтовые дорожки совместно с карами, автопогрузчиками и тележками всех мастей оказались быстрее и удобнее. До тотального асфальтирования территория завода представляла из себя большей частью эдакую клумбу...

Недавно начальник где-то раскопал старую (1960х годов) карту завода с нанесёнными коммуникациями, в том числе и с сетью фельдбана, повесил на стене. Сразу говорю, скопировать изрядно помятый лист формата А1 у меня не получится. Что могу сказать по карте? Понятно, почему сеть медленная и неудобная - ни одного стрелочного перевода, сплошняком поворотные круги, в том числе и на улице (представляю, как задолбательно было их чистить ото льда и снега зимой, смазывать весной), ни намёка на разъезды - либо ограниченное число вагонеток, либо заранее оговорённое круговое движение по нескольким замкнутым контурам (в том числе транзитом через цеха). И ни одного намёка на наличие "вагонного депо" для отстоя и ремонта вагонеток (в том числе шлаковозных - в котельной под печами есть остатки зольных бункеров, а под бункерами есть остаток пути). Для "полноты кайфа" - несколько пересечений с внутризаводскими путями широкой колеи (а у вагонеток, представляю даже, колёсики маленькие были)...

Короче, цитирую чужую мысль - промышленный фельдбан как плод суровой необходимости при недостатке ресурсов, усиленную движуху переварить не смог и потому из помощника превратился в тормоз, потому был постепенно замещён...

Благодарю за внимание.
С уважением, Денис.
На халяву надейся, а сам не плошай.

Ответить