Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Новости сайта и форума, вопросы администрирования и добавления новых материалов.
Аватара пользователя
Oleg_TTD
Site Admin
Сообщения: 683
Зарегистрирован: 02 окт 2007, 09:33
Откуда: Москва
Контактная информация:

Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение Oleg_TTD » 11 ноя 2012, 21:30

Добавлена статья И.Индры об основных типах пассажирских вагонов на узкой колее и сопутствующий фотоальбом с редкими архивными снимками вагонов и их интерьеров. В статье рассматривается эволюция вагонов для перевозки пассажиров от вагона по заказу Азнефти до "Пафавагов" и ПВ-40.

Изображение
Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Skif
Сообщения: 533
Зарегистрирован: 06 окт 2009, 12:19

Re: Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение Skif » 12 ноя 2012, 10:17

Неплохая статья, немного "разговорно" написанная, но тем не менее, интересная.

Уточню: цельнометаллический вагон Демиховского завода, предшественник ПВ-шки, маркировался ПВ-38 (заводской индекс вероятно 048-38). Эти вагоны в более-менее целом виде сохранились на одной ДЖД (забыл где, на сайте ДЖД-СССР есть фотографии). Действительно устанавливался на поясные тележки от 8.2-тонной платформы. Индексы некоторых известных мне вагонов ПВ40 и модификаций:

48-040 - базовая "двухгофровая" модель, с которой все началось. Кстати, характерная штампованная тележка этого вагона (и последующих) также применялась (как ни странно) на цистерне ВЦ-10.
48-040Т, он же ПВ40Т - промышленный вагон для торфовозных дорог.
48-096 - вагон для перевозки зеков.
48-051 - знаменитый "ПВ51". "Шестигофровый" вагон с электрооборудованием.
43-0011 - поздняя серийная модель на базе ПВ51. Трехгофровый борт, электрооборудование, на ряде вагонов новая тележка со сварной рамой двух модификаций.
ВС-1 - вагон-столовая для рабочих бригад. Индекс не помню
48-054. Если не ошибаюсь, вагон-кинопередвижка.


"Пафавагов" 2aw в СССР было ровно столько , сколько попало на Кратовскую ДЖД . Внешние отличия от 3aw в них минимальны - на крыше, вместо европейских у 2aw, типовые "грибовидные" дефлекторы. Самое главное отличие - вместо оригинальных заводских тележек (аналогичных тележкам вагона 1aw), на 3aw применена "бульманновская" тележка, подсмотренная при ходовых испытаниях вагонов на румынском довоенном вагоне. Именно ей вагон и обязан своим мягким ходом.

И.И.
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 16:02

Re: Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение И.И. » 12 ноя 2012, 12:10

Насчет ПВ-38, я в статье описал вагон с открытыми площадками на 38 мест. Это был ПВ-38. Демиховский железяка это вагон на 26 мест. По идее это как и ПВ-40, Пассажирский вагон на 40 мест, т.е. ПВ-26. Пока не найдем хоть какой-то клочок чертежа с деталью на этот вагон, где прочитаем его название, можем говорить о чем угодно, поэтому я написал , что будем считать этот вагон типом ПВ-26.. Поймите в литературе море ошибок, один переписывал у другого, как и сейчас в интернете, одни переписки, вернее копии, ничего своего нового и оригинального нет поэтому, пока не найдете первоисточник ничему верить нельзя. ПВ-26 не мог вообще иметь заводскую индексацию типа 048-038, это унификационный ряд ввели, если не ошибаюсь, в 1973-74 году. А Пв-26 перестали выпускать в 1955. Первые ПВ-40, тоже не имели этой индексации. Проект так и шел под номером ПВ-40.... ПВ-40Т, опять же не надо ничего выдумывать, это проект ПВ-40 с тормозом автоматическим, т.е. ПВ40Т (тормозной), первые вагоны шли только с ручными (стояночными тормозами). Т.е. логика в его названии была, точно также Цистерна ВЦ-10 (вагон-цистерна г.п. 10 тонн).. 2aw, подозреваю, что было очень много 50-150 штук, посмотрите фото старые из Эстонии, они там составами ездили по 10 вагонов. Вагоны из Кратово кончили жизнь где-то в Кривандино, их туда продали. Посмотрел сейчас фото, что у меня есть только по Эст номера вагонов 3231, 3236, 3133, номера вагонов 3 aw - 3056, 3058, т.е явно каши в этой нумерации нет. Я только в последние годы видел кузова от 2Aw,один в лесу за Авнюгой, где-то на 50 км, и видел еще кузов в Ранцево, да похоже кусок кузова на Алапаевской (номер вагона на табличке 75), там же нашли полкузова Свидница, табличку я с него срубил (номер на чугунной табличке был приклепан некогда, увы отсутствовал). Дефлекторы типа Ки-Кук, стоят на 2 Aw, сменили я полагаю их по одной причине, они хороши для вентиляции на больших скоростях, для этого у них и аэродинамика такая, кому в голову их стрельнуло на узкоколейный вагон поставить... Поэтому и поставили потом типичные горшки для малых скоростей. Хотя на ЦМВ польской постройки они дожили до самого конца их выпуска в 1974 году, Калининский завод и Аммендорф похоже горшки ставили тоже до середины 70-х. Тележка имеет название "Пульмановская", по американскому изобретателю Пульману, начали применяться тележки его конструкции еще в 19-веке и очень долго они считались наилучшими по конструкции для пассажирских вагонов. Причем были под 3 Aw, пульмановские тележки двух типов, с буксами скольжения и буксами качения, фото выложу. 48-051 - это есть классический ПВ-40. № проекта 051.... Это и есть переход на систему стандартной нумерации типов и проектов, ее ввели во всех отраслях промышленности. Единственный завод, который ее не ввел, был Коломенский. Там так и нумеровали проекты по старому ТЗП-70, ТЭП-75... Вот кто ПВ-40 стал называть ПВ-51? Я понимаю, что увидели где-то на чертеже номер проекта и брякнули. Я заканчивал МАДИ по специальности конструирование дорожных и строительных машин и оборудования в 1981 году, поэтому систему проектирования тех лет знаю. Насчет ПВ, улучшенной конструкции. Это проект 48-060. Вагон, кажется видел (кузов) еще в 90-х годах справа от вокзала в Орехово (если смотреть со стороны путей), там какая-то контора была и кузов из электрички просматривался. Вагон столовая ВС-2 (48-061) кончил жизнь в виде кузова на станции Шаврино (фото есть), что по дороге на Туголес. Итак резюме. До 1973-1974 года проекты носили свои имена, какие им присвоили на заводе. Поэтому был или мог быть , например ПВ-40Э- экспортный, или ПВ-40У-улучшенный. Далее ввели отраслевые стандарты и номера проектов пошли в виде 48-051, и т.п. По Демиховскому заводу еще очень и очень много чего надо раскопать. Я уже нашел кое-какие фото на его первые платформы, первые торфовозные вагоны, но нет системы, нет наименования этих изделий, ищу, разбираюсь. А, забыл. По поводу ПВ-40. Что надо уточнить. Помимо тормоза, основным отличием было не только наличие разного числа гофров, а наличие или отсутствие хвостовых фонарей. Попадаются фото с вагонами и с 2, и с 5 гофрами без хвостовых огней, и с огнями, возможно в этом закопан тип промышленный, без аккумуляторной батареи и огней, лишь ухо для концевого сигнала и есть промышленный вариант, потом стали поставлять все вагоны 3 и 5 гофровые с хвостовыми огнями..
И я написал, что по поводу ПВ-40, как разберусь, то напишу статью.

Skif
Сообщения: 533
Зарегистрирован: 06 окт 2009, 12:19

Re: Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение Skif » 12 ноя 2012, 13:23

Спасибо за интересную информацию! Про то, что "двойки" Пафаваг ходили в Прибалтике, и не знал. А ведь действительно, сейчас поднял фотки и натолкнулся на знакомые "зализанные" крыши. Тележка под вагоном действительно Пульмана, и характерной конструкции. Буксы скольжения видел, на багажных особенно часто они попадались.

Насчет вагона-плацкартника и купейного. Плацкартник - скорее всего, переделка на железных дорогах Украины. А вот купейник действительно заводской, у меня имеется чертеж такого вагона. Купе в нем расположены по диагонали, чтобы ноги в проход не торчали, судя по всему )) . Двумя блоками на левой и правой стороне вагона.

По ПВшкам. Информация насчет хвостовых фонарей. Фонари имели только вагоны с электрооборудованием (аккумуляторный ящик под вагоном, распределительный щиток в салоне над входной дверью). А вот систему радификации могли при этом и не иметь. Вагоны с элеткрооборудованием имеют по оси на торцевых стенках три розетки для межвагонных соединений, радифицированные - на левой стороне имеют розетку радиолинии.

Самое смешное, что наличие электрооборудования, похоже, никак не отражалась в модели вагона, и один и тот же 48-051 мог как иметь полный комплект (получается, и весить больше), так и обходиться крючками для концевых знаков.

И.И.
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 16:02

Re: Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение И.И. » 12 ноя 2012, 14:43

Отражаться как то было должно исполнение, вот как. На это ответ бы могли дать книги заказов или книги отгрузки. На Камбарке я в свое время нашел по тепловозам книги по отгрузке и за некоторые года по заказам за 1974-75, потом был перерыв лет 10, и так далее. Никому это было не надо и в очередной субботник все летело в контейнер. Делал все выписки, что смог, просто для того, чтобы понимать где узкоколейки искать.

Аватара пользователя
Denver
Сообщения: 164
Зарегистрирован: 03 сен 2008, 19:03
Откуда: Живу в Москве, сам из Ульяновска, приписан к Владимирской области
Контактная информация:

Вопрос по Демиховскому заводу.

Сообщение Denver » 17 ноя 2012, 14:42

Доброе время суток.

Прочитал статью про вагоны, стало интересно - получается, что производство узкоколейного ПС на Демиховском заводе деградировало постепенно. Сначала основным получателям продукции стало не до нового ПС (та самая "колбаса" начала 1990х), завод стал стремительно нищать, сокращая узкоколейное производство до того самого "сарая с рельсами", с гастарбайтерами в качестве персонала, где "добивались" в избытке наштампованные заготовки. Производство электричек стало спасением...
...ПВ-40 по сравнению с ним – жестяная банка, хотя вагоны первых выпусков (сравните дизайн с тем же ПВ-26) были очень и очень приличными, как по качеству, так и по исполнению. Деревянные сидения, линкруст на стенах, водяное отопление, туалет, множество карболитовых деталей: оконные рамы, коробки вентиляторов. В начале 90-х я видел их производство на заводе. Сарай, один путь в нем, гастарбайтеры варят панели стен на грязном и кривом земляном полу…
Да, Камбарский завод тоже обнищал, но производство тепловозов - более штучное, поэтому производство сохранить удалось. С вагонами, того, даже единичных заказов не было, сначала выскребали собственные резервы, потом заказчики стали тупо разоряться, рынок б/у был избыточным. Производство вагонов надо теперь основывать с нуля, просто с нуля, и не факт, что снова на Демиховском заводе. Более хреново, что с нуля надо начинать и конструкторские работы, так что даже при благоприятном развитии, если в узкую колею начнут вкладывать деньги, первые лет десять продукция будет ну очень чудовищная и по форме, и по содержанию...

Вопрос - а в каком году был этот "сарай"? А то может статься, в таком виде производство шло уже после официального закрытия.

С увжением, Денис.
На халяву надейся, а сам не плошай.

И.И.
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 16:02

Re: Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение И.И. » 17 ноя 2012, 16:45

Сарай был еще в 1991 году.
тут надо понимать почему так было. Вся страна работала на оборонную промышленность, заводам вне оборонки просто не выделяли средства. Зарплаты были маленькие, большие только в оборонке. Поэтому приезжали отовсюду люди без специальности и шли работать за общежитие или прописку в Москве или МО. ДМЗ имел лишь один большой цех построенный в 80-х, где делали думпкары на широкую колею и на 1000 мм во Вьетнам. Камбарка имела лишь один цех годов 60-х, где собирали тепловозы, остальные цеха скорее всего вообще годов 30-х были. Узкоколейки совершенно не входили в круг интересов военного ведомства, отсюда и отношение к ним.
Страна перестала развиваться в середине 70-х годов, вся промышленность работала только на обороннку, поэтому не стало денег ни на строительство жилья, ни на колбасу, ни на что, в итоге все и равалилось, а началось все с гонки вооружений с середины 60-х, Так кто развалил СССР?. Бурный всплеск пережит был после войны 50-х, начало 60-х, когда надо было восстанавливать страну, был стимул и энтузиазм, пусть и впроголодь, все жили ожиданием лучшего, а потом голая получка и очередь за колбасой, утрата интереса к развитию, к результатам труда и далее все по наклонной до сего дня. Фактически живем разработками и исследованиями тех 60-х лет. Есть конечно области, где все изменилось радикально, но что касается железа, это все 30-60-е года.

RED_SHARK
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 июл 2009, 22:15

Re: Вопрос по Демиховскому заводу.

Сообщение RED_SHARK » 18 ноя 2012, 00:31

Denver писал(а):Производство вагонов надо теперь основывать с нуля, просто с нуля, и не факт, что снова на Демиховском заводе. Более хреново, что с нуля надо начинать и конструкторские работы, так что даже при благоприятном развитии, если в узкую колею начнут вкладывать деньги, первые лет десять продукция будет ну очень чудовищная и по форме, и по содержанию...
С увжением, Денис.
Из проспекта:

Изображение

КМЗ специализируется на производстве путевых машин, тягово-подвижного состава для железных дорог «узкой» колеи. Завод готов к выпуску всех видов грузовых вагонов, самоходных электростанций, аналогичных по функциональному назначению ранее выпускаемыми другими предприятиями для железных дорог «узкой» колеи.

КМЗ
Последний раз редактировалось RED_SHARK 18 ноя 2012, 00:37, всего редактировалось 1 раз.

RED_SHARK
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 июл 2009, 22:15

Re: Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение RED_SHARK » 18 ноя 2012, 00:34

И.И. писал(а):Сарай был еще в 1991 году.
А есть информация о ПВ тропического варианта (-055)?

И.И.
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 04 апр 2011, 16:02

Re: Краткий экскурс по пассажирским вагонам узкой колеи

Сообщение И.И. » 18 ноя 2012, 14:03

Разница между тропическим исполнением и обычным была только в типе краски и подготовке кузова для окраски. Тропики это прежде всего влажность и обычная эмаль облезет за год. И скорее всего не ставили двойные рамы и котел отопления. А были ли эти вагоны это вопрос. Камбарка строила тепловозы на экспорт ТУ5Э и ТУ7Э и они были все на колею 1000 мм. На Камбарке строили на экспорт и платформы колеи 1000 мм.
Куда собственно говоря могли ПВ-40Э поставляться? На Севере Вьетнама много было 750 мм дорог, только если туда и м.б. что-то на Кубу. Прямых источников нет.

Ответить